Есть билет на балет... До Москвы билета нет. Наплыв подкрался незаметно?

Этот летний сезон для многих приморцев, которые решили провести отпуска за пределами края, ознаменовался нервотрепками, связанными главным образом с тем, что выехать из "нашенского" очень сложно. Если у вас нет семи тысяч рублей (стоимость билета в один конец на беспосадочный авиарейс до Москвы без учета надбавок), то быстренько уехать на поезде не получится.

5 июль 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №810 от 5 июль 2000
Этот летний сезон для многих приморцев, которые решили провести отпуска за пределами края, ознаменовался нервотрепками, связанными главным образом с тем, что выехать из "нашенского" очень сложно. Если у вас нет семи тысяч рублей (стоимость билета в один конец на беспосадочный авиарейс до Москвы без учета надбавок), то быстренько уехать на поезде не получится.

К примеру, 30 июня, когда корреспонденты "В" побывали на железнодорожном вокзале краевой столицы, нам предложили приобрести плацкартный билет до Москвы лишь на 22 июля. Мечтающие об относительном уединении могли купить купейный билет лишь на 8 августа. "Мы уже четвертый день стоим, - сокрушается немолодой представительный кавказец. - Срочно нужно на запад попасть, не знаю, как будем добираться". Видимо, вопреки бытующему мнению, не все выходцы из южных республик могут позволить себе путешествовать самолетом, как и основная масса среднестатистических приморцев. Действительно, существенная разница в стоимости билетов привела к тому, что летать самолетами народ стал меньше. В аэрокассах на Посьетской нам сказали, что есть возможность купить билеты уже на следующий день на самолет компании "Домодедовские авиалинии". Сложнее улететь "Аэрофлотом" - по мнению пассажиров, обслуживание на этой линии значительно лучше, поэтому уж если выбирать... 30 июня билеты на самолет этой компании брали уже на 15 июля. На транзитных рейсах "Красноярских авиалиний" и "Владивосток-авиа" билеты стоят чуть дешевле - порядка шести тысяч по чистому тарифу. Но ни это, ни предусмотренные системы скидок положения не спасают. Сегодня даже военнослужащие, выезжающие из края по военным требованиям и предпочитающие в былые времена воздушный транспорт, вынуждены путешествовать железной дорогой.

Накалил обстановку и нагнал жути на приморцев репортаж, показанный на днях по одному из центральных телеканалов: возмущенные люди у железнодорожных касс, не имеющие возможности уехать даже по экстремальным ситуациям, неделями ночующие на вокзале семьи с детьми и намеки на то, что вожделенный билет на "Россию" или на 317-й московский поезд, отправляющийся из Владивостока по четным дням, можно приобрести у перекупщиков, доплатив им за "услуги" порядка 500 рублей.

Честно говоря, как мы, пристроившись к очереди у билетных касс, ни прикидывались богатыми и срочно нуждающимися в заветных билетах, никакие перекупщики на нас не клюнули. Скорее всего их просто нет. Как не встретили мы и тех, кто неделями жил на чемоданах в зале ожидания. Здесь были семьи, ожидавшие отправления 317-го с билетами, купленными заранее. “Мы покупали билеты с месяц назад, - говорит Анна Васильевна, отправляющаяся с внучкой в Иркутск. - Уже тогда было очень сложно, очередь не один день выстаивали. Но вот заранее побеспокоились, и не пришлось тратить отпуск на ожидание. А в общем-то ничего удивительного не произошло. И раньше с ходу на западные направления билеты купить было невозможно”.

Чтобы прояснить, возможно ли как-то повлиять на ситуацию и что для этого предпринимается, корреспондент “В” обратился к заместителю начальника дирекции по обслуживанию пассажиров Владивостокского отделения дороги Валерию Анферову.

- Честно сказать, подобного наплыва пассажиров мы не предвидели. Сказалось удорожание авиабилетов, а также то, что авиаторы перестали принимать военные требования - возможно, министерство обороны не находит средств на их проплату. А военнослужащие и их семьи - достаточно большая часть потенциальных пассажиров. Чтобы как-то разрядить обстановку, нашим руководством предпринимаются следующие шаги. Мы в срочном порядке собственными силами ремонтируем более 10 старых вагонов. Будем ставить их на местные линии, а высвободившиеся более-менее приличные вагоны добавлять к составам на дальние направления. Думаю, что это будет сделано в течение ближайшей недели. Кроме того, к середине июля должны подойти из Улан-Удэ и Красноярска около 20 вагонов после заводского ремонта. Это позволит несколько увеличить пассажиропоток.

- Валерий Степанович, а если человеку нужно выехать в срочном порядке, скажем, по телеграмме? 

- У нас еще не было случая, чтобы мы не нашли способа отправить таких пассажиров. Конечно, смотрим, едет человек на свадьбу или, скажем, на похороны. Тут уж приходится выбирать, сами понимаете.

- Говорят о спекуляции железнодорожными билетами...

- Сейчас сделать это технически очень трудно, поскольку вместо безликих бумажек, коими железнодорожные билеты были до недавнего времени, теперь на руках у пассажира билет с указанием его паспортных данных (которые, кстати, занесены в компьютер в кассе). Теоретически можно допустить, что проводник вступил в заговор с пассажиром и пропустил его по чужому билету. Но! На линии работает бригада ревизоров, которые проверяют билеты по нескольку раз на пути следования поезда. Если проводник будет замечен в неблаговидном поступке, ему грозит потеря работы. Подкупать же всех ревизоров подряд невыгодно пассажиру, поскольку они меняются. Путешественнику проще будет заплатить раз за авиабилет. Если же проводник “промухал” что-то по своей невнимательности, ему это также грозит серьезными неприятностями, равно как и пассажиру - его вообще снимут с поезда. Поэтому очень важно, чтобы при оформлении билета в кассе не произошло никакой ошибки. Здесь уже сами пассажиры должны следить за этим.

- Валерий Степанович, как обстоят дела с билетами на местных направлениях?

- Здесь также большой наплыв пассажиров, особенно в выходные дни. Мы нашли возможность пускать дополнительные составы в пятницу - воскресенье. Так что все, кому нужно, уезжают. Но советую покупать билеты заблаговременно, чтобы не испортить себе отпуск очередями у железнодорожных касс.