Старательно забытое старое. Рано хоронить свободную экономическую зону?
Вполне возможно, что слухи о полной кончине самого крупного проекта свободной экономической зоны “Находка” - российско-южнокорейского индустриального комплекса могут оказаться преждевременными. Об этом свидетельствует недавний визит в Находку генерального директора департамента регионального сотрудничества министерства иностранных дел Республики Корея г-на Чо, консула Южной Кореи во Владивостоке г-на Тэ и директора ассоциации российско-корейского экономического сотрудничества г-на Чжо. Они так и не оставили надежд найти опорную точку для своих инвестиций на территории Приморья. Наверное, корейцев вдохновляет новая политическая ситуация, связанная с приходом к власти энергичного Путина.
Вполне возможно, что слухи о полной кончине самого крупного проекта свободной экономической зоны “Находка” - российско-южнокорейского индустриального комплекса могут оказаться преждевременными. Об этом свидетельствует недавний визит в Находку генерального директора департамента регионального сотрудничества министерства иностранных дел Республики Корея г-на Чо, консула Южной Кореи во Владивостоке г-на Тэ и директора ассоциации российско-корейского экономического сотрудничества г-на Чжо. Они так и не оставили надежд найти опорную точку для своих инвестиций на территории Приморья. Наверное, корейцев вдохновляет новая политическая ситуация, связанная с приходом к власти энергичного Путина.
Но вначале справка “В” по материалам инвестиционной конференции “СЭЗ “Находка”: проблемы и перспективы развития в системе Азиатско-Тихоокеанского региона”, проходившей в Токио в апреле 1995 года. Это одно из самых ранних документальных упоминаний о некогда перспективном технопарке.
“Российско-корейский промышленный комплекс, - как утверждалось в 1995 году, - будет располагаться в пади Школьной Партизанского района в 6 километрах от порта Восточного и железнодорожной станции Находка-Восточная, в 12 километрах от Находки, в 25 километрах от аэродрома Золотая Долина, в 140 километрах от международного аэропорта в Артеме. (Потом проектные данные российско-корейского технопарка каким-то образом корректировались, но скорее всего эта корректировка была игрой на сохранение последней надежды в ожидании финансовых вливаний.) Потому что руководители административного комитета СЭЗ надеялись только на то, что кто-то им еще верит.
Территория будущего промышленного комплекса в проекте 1995 года - участок земли размером 330 гектаров. Административный комитет СЭЗ имел все полномочия на использование этого участка.
Разработка теоретической части была до тошноты тщательной. Например, отмечалось, что на территории будущего промкомплекса муссонный климат и довольно высокий показатель влажности - в среднем 71 процент. В переводе с канцелярского это означает, что технопарк собирались “посадить” на болоте. Господствующее направление ветра - с севера на юг. Зима малоснежная. Средняя минимальная температура января - минус 13 градусов по Цельсию.
Что касается экономических параметров, то предполагалось размещение на этом участке от 100 до 150 производств. Объем запланированной конкурентоспособной продукции - на сумму 1 миллиард долларов с поставкой большей части товаров (стоимостью 700 миллионов) на экспорт. Главное производное - товары народного потребления. Цитирую материалы 1995 года: “Здесь будет производиться сборка поставляемого из Республики Корея оборудования для фермерских и крестьянских хозяйств, бытовой техники и т. д. Внутреннее обустройство территории обеспечит корейская сторона, а внешнюю инфраструктуру сформирует СЭЗ”. То есть свою задачу администраторы свободной зоны видели в том, чтобы наладить энерго- и водоснабжение, жилье, услуги транспорта и связи.
Много воды, времени и денег утекло с тех пор. Была разработана генеральная схема внешнего электроснабжения СЭЗ, уточнены электрические и тепловые нагрузки планируемых предприятий. Был проект под строительство 1,2 километра линий электропередачи и электроподстанции, для постоянного снабжения российско-корейского промышленного комплекса проектировалась подстанция в
220 кВ. Было создано акционерное общество закрытого типа “СЭЗ-Энергия” с уставным капиталом 49 миллионов (по тому времени) рублей. На ремонт Партизанской ГРЭС выделялось 2 миллиарда рублей. Где те деньги и где та энергия?
Для нормального водоснабжения технопарка, как, впрочем, и всей свободной экономической зоны, были проведены геологические изыскания и исследования дополнительных объемов воды. У обезвоженных донельзя находкинцев уже в зубах навязли разговоры о строительстве водозабора на реке Ольга объемом 35 тысяч кубометров воды в год. Но ни жители, ни мифический технопарк этой влаги не получили.
Особая надежда была на то, что предприятия, производящие в технопарке всякие заморские по нашим меркам технические диковинки, помогут загрузить недюжинные мощности Восточного порта, а также нефтеналивной, торговый и рыбный порты Находки. Восточный и вовсе числился в АТР на втором месте после Гонконга по переработке 20-футовых контейнеров. Только теперь на причалах негусто. А асфальтовая автомобильная трасса, соединяющая Восточный порт с Находкой, с годами приобретает кочку за кочкой. Иногда местные жители вспоминают только, как по ней проехал первый президент России Борис Ельцин, который, как известно, тоже благословлял технопарк вместе с президентом Республики Корея.
Фиаско потерпел и проект аэродрома Золотая Долина, который также был близок к технопарку. О том, как фанерно “пролетела” Долина, “В” неоднократно рассказывал своим читателям - аэродром действительно оказался “золотым” для государства и налогоплательщиков.
Словом, разговор о комплексном проекте в реальности оказался обычной липой. Так же, как и, мягко говоря, гиперболы о локальной точке роста и ее стимулирующем воздействии на экономику города, где должны были быть созданы новые рабочие места, а рынок насытиться дешевыми товарами местного производства. Увы...
Теперь разговор пошел об ином. И, самое главное, новые перспективы наверняка не будут гигантскими - так называемые экономические реформы приучили находкинцев быть скромнее. Как сообщил мэр Находки Виктор Гнездилов, вероятным местом размещения комплекса станет территория северного промышленного узла города. Выбор обусловлен еще и тем, что здесь уже имеется инфраструктура, необходимая для размещения предприятий, железнодорожные и автомобильные подъезды. Кроме того, на этом месте расположен недостроенный завод, сохранились фундаменты, каркасы производственных корпусов.
Городские власти надеются, что, рассмотрев проект заново, можно создать в городе не одну сотню новых рабочих мест, дать толчок для привлечения в Находку долгожданных иностранных инвестиций.
Но как создать благоприятный климат, прежде всего в области налогообложения? Согласно закону Приморского края предпринимателям предоставляются льготы по краевым налогам в течение 15 лет. Есть надежда, что этот закон окажется по-настоящему рабочим. Мэрия Находки и городская дума, заверил корейцев Виктор Гнездилов, готовы оформить документы по вопросам льготного налогообложения.
Самое главное препятствие для двустороннего проекта в том, что межправительственное соглашение до сих пор не ратифицировано Государственной думой России. Словом, местная инициатива все еще под уздой центра.
Автор: Виталий ТУЗЮК, "Владивосток"