“Иностранец” меняет лицо
1 января 1992 года - дата для Владивостока знаменательная. В этот день наш город окончательно и, будем надеяться, бесповоротно был открыт для всего мира. И потянулись в наши края гости: американцы, японцы, китайцы, корейцы, вьетнамцы и представители многих-многих других национальностей.
1 января 1992 года - дата для Владивостока знаменательная. В этот день наш город окончательно и, будем надеяться, бесповоротно был открыт для всего мира. И потянулись в наши края гости: американцы, японцы, китайцы, корейцы, вьетнамцы и представители многих-многих других национальностей.
Ехали к нам люди из-за кордона с разными планами и настроем: кто-то мир посмотреть, кто-то начать в новой для себя стране добротный бизнес, третьи - коих большинство - в скором времени обрели лаконичное прозвище - “челноки”.
На криминогенную обстановку они влияли (бывали и нападения на автобусы “челноков”, и “разборки” на рынках, и другой криминал в виде тяжких преступлений), но количество таких правонарушений было все-таки несоизмеримо с “отечественным” криминалом. Если 3 года назад с участием иностранцев было зарегистрировано всего 4 преступления, то за прошлый - 1329, в административном порядке наказано 16 тысяч нарушителей, в отношении иностранных граждан возбуждено 1128 уголовных дел.
В 1993 году в Приморье стала проводиться операция “Иностранец” по отлову незаконно проникших или пребывающих у нас иностранцев. За последние 3 года, с 1993-го по 1996-й, границу Приморья пересекли 486 тысяч иностранцев, из них 415 тысяч - граждане Китая. Но прошли регистрацию, как полагается, лишь 145 тысяч, причем треть - после вмешательства правоохранительных органов. Остальные проследовали транзитом в глубь России. По некоторым данным, сегодня в стране осело более миллиона китайцев.
Мало для кого сегодня является секретом тот факт, что власти северо-восточных провинций Китая поощряют поток своих граждан на российский Дальний Восток. Через подставных лиц они вкладывают деньги в недвижимость, занимаются контрабандой. Оперативниками выявлены китайские фирмы, которые занимались изготовлением поддельных документов, организуя таким образом каналы перемещения через границу. В Уссурийске действуют по крайней мере две группировки, специализирующиеся на рэкете своих же граждан, некоторые китайцы торгуют наркотиками, оружием.
Немало проблем было и с северокорейцами. Сюда можно приплюсовать практически нерегулируемый процесс миграции населения из стран СНГ. Азербайджанцы, армяне, таджики (да мало ли кто!) превратили наш регион в рынок сбыта некачественной водки, спирта, фальшивых денег.
Операция “Иностранец” оправдала себя. В 1996 году своевременно покинули край 97 процентов “туристов”, до этого 66 процентов в 1995, 44 - годом ранее. Почему же было принято решение прекратить практику регулярных отловов нарушителей в определенное время (в частности на китайский Новый год)? Дело в том, что криминализированные иностранцы (в основном китайцы) стали искать и находить обходные пути.
Все это потребовало изменить форму борьбы с гражданами из-за кордона. Если раньше силовые ведомства занимались этой проблемой по отдельности, то сейчас решено действовать по-другому. Разработан и утвержден план совместных мероприятий всех структур: ФСБ, милиции, пограничников и т. д.
Уже известно, что будет введена единая система учета всех пересекающих границу, создан “черный список”, организована систематическая проверка челноков, путешествующих на Харбинском и Пекинском направлениях. Это только часть мер, которая позволит от “рейдовой” борьбы с нарушителями перейти к ежедневной.
Так, что, с одной стороны, “Иностранец” умер (неплохо поработав), с другой - у иностранцев-нарушителей нет повода для радости. Будем надеяться, что новые методы работы окажутся еще более эффективными в борьбе с не очень добропорядочными гостями.
Автор: Галина ВИХЛЯЕВА, пресс-служба УВД края