Их личные боги чужих не обслуживают

Поначалу родителям это даже нравилось: сын стал серьезнее и задумчивее, подолгу сидел в своей комнате за книгами. Совсем скоро все изменилось: он стал как помешанный... Для начала парень объявил, что теперь у него другое имя. И что родители его - чужие люди, от сатаны. Он истово молился, а в один прекрасный день пропал. Из института пришли однокурсники и сказали, что Димка давно не ходит на занятия. Родители нашли его в чужой квартире, изможденного бессонницей, молитвами и недоеданием...

23 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №805 от 23 июнь 2000
 Я хочу основать собственную религию: вот где можно отхватить действительно огромный куш. Л. Рон Хаббард, основатель дианетики и церкви сайентологии.

Поначалу родителям это даже нравилось: сын стал серьезнее и задумчивее, подолгу сидел в своей комнате за книгами. Совсем скоро все изменилось: он стал как помешанный... Для начала парень объявил, что теперь у него другое имя. И что родители его - чужие люди, от сатаны. Он истово молился, а в один прекрасный день пропал. Из института пришли однокурсники и сказали, что Димка давно не ходит на занятия. Родители нашли его в чужой квартире, изможденного бессонницей, молитвами и недоеданием...

Человек ушел в секту. Летит к черту учеба, распадаются семьи...

Может ли государство защитить своих граждан от посягательства деструктивных религиозных организаций на их души? Да, может, но лишь отчасти. “В большинстве случаев проблема деструктивных культов является не столько юридической, сколько социально-психологической”, - утверждает врач-психиатр Евгений Балакирев.

И это значит, главная защита от тоталитарного культа - не полицейская система. Самые надежные “пограничные столбы” на пути к разуму и сердцу - в общей культуре и просвещенности, в решении психологических проблем человека. И в некоторых особых знаниях... Во всем мире создаются центры профилактики вовлечения людей в деструктивные культы. Сегодня наша беседа с руководителем социально-психологического центра “Свобода”, врачом-психотерапевтом Олегом Потаповым и врачом-психиатром Евгением Балакиревым.

Е. Балакирев: - Очень важно сразу определиться: не всякая религиозная община, даже, на первый взгляд, странная и чужая, деструктивный культ!

- Тогда давайте для начала назовем самые опасные секты.

Е. Балакирев: - Нет-нет, предлагаю пока обойтись без категоричных акцентов. И вот почему: меняются времена, религиозные культы возникают и пропадают бесследно, появляются новые, другие проповедники и мессии претендуют на божественную истину и обещают вечную жизнь... Человек должен сам решать, что является деструктивным культом конкретно для него. Дело не в названии, не в имени нового пророка, и стоит разобраться в сути явления. Тогда и помощь наша людям будет осмысленной и эффективной.

В религиозной группе могут быть самые разные теологические воззрения, она может прослыть не очень популярной, “чужой”, там могут странно одеваться и совершать странные ритуалы. Но не в этом суть и отличие деструктивного культа! Всегда надо помнить, что нельзя возвращать времена охоты на ведьм. Признаки деструктивного культа совсем в другом.

- В чем же?

Е. Балакирев: - Вот лишь некоторые. Скажем, если лидер и верхушка заметно обогащаются за счет паствы (собственно, для того они и создают “новые религии”), налицо корыстные интересы - это дает серьезные основания считать ее деструктивной. Почти всегда такая группа имеет своего харизматического лидера, от которого полностью зависит жизнь группы. Порой кроме удовлетворения материальных интересов лидер преследует и другие, например, сексуальные. Чаще всего в деструктивном культе нет детальной, развитой доктрины, и лидер постоянно и произвольно меняет положения культа, сообразуясь со своими потребностями. В такой группе вы вряд ли найдете четкие критерии для оценки качеств учителя, там предлагается верить ему на слово и без рассуждений...

И самое главное - деструктивные культы во все времена мастерски использовали широкий набор методов манипуляций человеком. Не просто воздействия - мы все воздействуем друг на друга, это естественно и нестрашно, а именно манипуляций.

“Сатана - наш бог и царь...”

Они расположились кружком. На столе черная скатерть. В высоком стакане - рубиново-красное вино. “Кровь скрепит нашу вечную дружбу”, - торжественно объявил Учитель. Сергей почувствовал себя актером самодеятельного театра. Вдруг на мгновение ослепила вспышка - интересно, откуда она взялась? Глаза вновь привыкли к полумраку - на столе лежал нож с каким-то витиеватым узором на лезвии, остром как бритва. По очереди они надрезали запястья. Все шестеро пустили кровь в бокал с вином. Пили тоже по очереди.

Потом Сергею скажут, что он стал членом тайной группы сатанистов. Ведь он принял обряд посвящения. И что у них - особая миссия...

- Хорошо, допустим, что окружающие, родители, родственники уже выяснили для себя, что группа, в которую зачастил их сын или дочь, без сомнения, деструктивный культ. Подросток меняется на глазах, с ним происходит страшное... Что теперь делать?

Е. Балакирев: - Признаться, действовать надо было бы раньше, но даже если над молодым человеком уже “вьются вороны” - не все потеряно. Срочно надо начинать работать.

- Как?! Увезти в другой город? Сопровождать в школу или в институт? Устроить погром на квартире пастырей?

Е. Балакирев: - Ни в коем случае. Это противоправно и неэтично.

- Какие этика и право, когда решается судьба ребенка, семьи?!

О. Потапов: - Хорошо, есть более убедительный аргумент: это не просто бесполезно, но может ухудшить дело безвозвратно. Мало того, что родители еще больше отдалят от себя повзрослевшего ребенка, так молодой человек почувствует себя еще и борцом за веру, мучеником. А в религиозной группе некий учитель с готовностью поддержит его: “Родители - главные враги”...

Е. Балакирев: - Специалисты в мире предлагают совсем другие методы работы с человеком, втягиваемым в деструктивный культ. Один из них - нужно просто просвещать. Желательно тогда, когда непосредственной опасностью и не пахнет. Открывать глаза на приемы манипуляций, которые будут к нему применены. Список их довольно обширен, но универсален! Эти приемы в том или ином наборе употребляют все деструктивные культы (и не только они!).

Итак, человека приглашают в компанию и там устраивают какую-то театрализованную церемонию (этот прием широко используют, например, сатанисты). И скажем, в знак вечной дружбы пьют вино с подмешанной кровью “братьев по жизни”. Поначалу никакого смысла, кроме романтического, ритуалу не приписывают. И лишь спустя время сообщают новенькому: ты - посвящен!

- Ерунда какая-то... Он же может их послать на все четыре стороны.

Е. Балакирев: - Отнюдь. Человеческая природа такова, что скорее всего он почувствует какие-то внутренние обязательства по отношению к группе. Тем более что эти люди стали кое-что для него значить, а для них, в свою очередь, был значим ритуал.

Точно так же используется такое свойство человеческой природы, как стремление сохранять взятое на себя обязательство, если оно дается публично, подкреплено письменно и может быть придано огласке.

Вот еще прием: нередко лидер религиозной группы окружен целым нимбом различных титулов, которые не закреплены в традициях, за ними по сути ничего не стоит - так, красивые слова. Зато они создают иллюзию авторитета.

Лидеры деструктивных культов чаще всего претендуют на единственность и неповторимость своей миссии, они отрицают духовные полномочия всех учителей в прошлом, настоящем и будущем. И если в нормальной, традиционной религии всегда есть много путей - скажем, для мирянина и для монаха, то в деструктивной выбора нет: один стандарт поведения для всех. В ущерб всему остальному.

И пожалуй, один из самых действенных и безграничных по масштабу применения приемов - использование феномена огруппления мышления. Человек вовлекается в стандартизированный образ жизни, причем обязательный элемент такой общей жизни - изоляция от общества, погруженность в жизнь группы целиком, всеми помыслами и устремлениями. Его индивидуальность никого не интересует. А когда группа предельно изолирована, потоки информации жестко отслеживаются, люди теряют чувство реальности, становятся внушаемы. И то, что происходит в группе, становится окончательной реальностью. Так бывает всегда...

Учитель призвал: наш удел - жизнь в джунглях, только там мы обретем истину и искупление... Крепкие американские ребята - члены секты послушно ехали. Они были совсем разными, с разной судьбой, разными характерами и исканиями. Но здесь они оказались все вместе. Латинская Америка, Джоунc-таун. Изнурительные молитвы, аскетический образ жизни, полная изоляция... И когда лидер приказал пастве принять яд (так захотел их бог), большинство выпило сию чашу до дна. Весь мир облетели эти страшные фотоснимки: они лежат ровными рядами, покорные мертвецы...

Е. Балакирев: - В том-то и сила манипуляций - они все проходят помимо сознания, работая на уровне подсознания.

Однако подготовленный человек будет понимать суть этих действий. Кстати, искушенный читатель найдет описание множества типов манипуляций в книгах признанных в мире ученых - социальных психологов Чалдини, Зимбардо, Майерса.

Депрограммация - тоже зло

- Известно, что за рубежом нередко похищали членов деструктивных культов и пытались изменить их мировоззрение...

Е. Балакирев: - Это называется депрограммацией. И метод такой уже встретил резкое неприятие специалистов во всем мире. Вернее, так: пока человек находится на этапе нравственных поисков, его можно просвещать, инструктировать, давать как можно больше разноплановой информации, в том числе о других религиях и верованиях.

Но если человек принял твердое решение - все! Его выбор родные обязаны уважать.

- И смириться с потерей - душевной потерей сына, дочери, жены, мужа? С тем, что деструктивный культ будет разрушать душу и психику?

О. Потапов: - Но депрограммация - такой же убийственный и разрушительный для психики процесс! Он противоправен и негуманен. Есть другие пути.

Ну во-первых, если не заниматься упорным обращением в другую веру или в атеизм - человеческие связи не разрушатся. А это важнейшее условие, если кто-то в семье ушел в непонятный культ.

А дальше... Знаете, почему чаще всего человек обращается к религиозному культу? Да, он ищет смысл - зачем жить. Но еще ему просто не хватает тепла в своей семье! А может, произошла какая-то трагедия, и нет никого рядом... Ему плохо, одиноко, некомфортно со своими самыми родными людьми. Он не чувствует, что по-настоящему нужен близким... Нередко в религию уходят женщины после 50 - дети выросли, муж или пьет, или ушел... А в религиозной общине каждым человеком будто бы дорожат, готовы выслушать и обогреть. Там - все братья и сестры, там так любят друг друга!

И когда к нам обращается семья, где родственники озабочены тем, что кто-то из членов семьи ушел в деструктивный культ, потерял связи с родными, мы не ставим актуальной задачей изменить взгляды верующего. Нам важно вернуть в эту семью взаимопонимание, помочь человеку решить его глубинные психологические проблемы (они могут быть очень разными - от проблем одиночества, любви и дружбы, своего места среди сверстников, каких-то страхов, комплексов до философского осмысления своего места в этом мире, страха смерти и т.п.). И кто знает, когда восстановятся семейные связи, когда человек обретет ясность помыслов и действий, быть может, и новые пророки станут не очень нужны...

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"