Сергей Князев: Я против "моды на юристов"
Такая вот она, на первый взгляд парадоксальная, позиция у Сергея Князева, заместителя директора Юридического института Дальневосточного государственного университета, доктора юридических наук, человека, выбравшего юриспруденцию своим поприщем. Его суждения о предназначении юриста, о студентах, постигающих непростую науку, о престиже профессии и моральной ответственности и легли в основу нашего разговора. Впрочем, обо всем по порядку. И сначала я прошу Сергея Дмитриевича представить Юридический институт в цифрах и фактах.
- Понятно, что такое подразделение, как Юридический институт Дальневосточного государственного университета, обрисовать с абсолютной точностью попросту невозможно. Назову лишь главное, с моей точки зрения. Что такое сегодня Юридический институт? Это вместе с отделениями и филиалами в Артеме, Находке, Уссурийске, Петропавловске-Камчатском, где также основную нагрузку несут наши сотрудники, - 3 тысячи студентов, около 100 преподавателей, 50 из них - кандидаты, а 11 - доктора юридических наук. Такого состава преподавателей нет ни в каком другом высшем учебном заведении Дальнего Востока юридического профиля.
Это несколько факультетов: правоведения, международно-правовой, государственно-правовой, прокурорско-следственный, предпринимательского права, заочный. И плюс специальное отделение для лиц, получающих второе высшее образование. Сегодня это наличие своего совета по защите кандидатских диссертаций, по уголовному праву и криминологии, а в ближайшее время мы планируем открыть докторский совет по защите докторских диссертаций и еще один совет - по защите диссертаций по трудовому и гражданскому праву.
Развивается аспирантура. Причем такими темпами, которые выгодно нас отличают от других юридических вузов и факультетов Дальнего Востока. Около 50 аспирантов обучается у нас в институте. Причем это не только потенциальные сотрудники ДВГУ, но и других вузов - Хабаровской государственной академии экономики и права, Дальневосточного государственного технического университета рыбного хозяйства. Кстати говоря, с этим вузом мы имеем общую кафедру по преподаванию основ права и в рамках договора готовим для них аспирантов на базе Юридического института.
- Скажите, а сколько же молодых специалистов выйдут в этом году из стен Юридического института?
- Вместе с филиалами выпускаем около 400 юристов с высшим образованием. Хотел бы отметить: только во Владивостоке 51 выпускник получит диплом с отличием. В составе Юридического института есть просто уникальные факультеты. В этом году у нас был второй выпуск международно-правового факультета, где из 24 студентов 16 получили диплом с отличием - то есть двое из трех выпускников.
Конечно, это свидетельствует не только о том, какие ребята учатся в университете, но надеюсь, что это хоть в малейшей степени свидетельствует о том, как их учат и какие знания они получают. Нам есть чем гордиться в плане результатов своего труда.
Не скрою, в течение некоторого периода, когда мы вынуждены были в силу различного рода обстоятельств, как и практически все вузы России, переходить на рельсы платного образования, было опасение: не приведет ли эта коммерциализация к резкому падению качества подготовки специалистов. Опасения, пожалуй, небеспочвенны. Но, как и прежде, все зависит от студента: кто стремится получить знания, тот их и обретает. Если человек хочет учиться, то возможности, которыми обладает наш институт, позволяют студентам получать качественное юридическое образование.
- А востребованность юристов по-прежнему высокая?
- Ажиотажного спроса, который наблюдался еще лет пять-семь назад на юристов с высшим образованием, уже нет. В трудоустройстве молодых специалистов появились определенные сложности. Но они носят условный характер. Во-первых, я еще не сталкивался с ситуацией, когда выпускник, хорошо подготовленный, получивший диплом с отличием или зарекомендовавший себя за время обучения с самой положительной стороны, испытывал серьезные проблемы с трудоустройством. Скорее наоборот. Как правило, такие ребята, кто хорошо учится, сознательно подходят к выбору своего будущего, они востребованы уже на четвертом-пятом курсе. Сложности у тех, кто не очень-то отдается учебе. И рассчитывает, что, получив диплом, по мановению волшебной палочки окажется с высокой зарплатой на хорошей должности. Так что розовые сказки, что всех расхватывают, не могу рассказывать. А кто ж захочет иметь никакого или малограмотного специалиста?!
- Сергей Дмитриевич, за период обучения студенты соприкасаются с практической деятельностью?
- Одно из требований Госстандарта по специальности юриспруденция заключается в обязательном сочетании теоретических знаний с привитием практических навыков. За счет чего это достигается? Во-первых, подавляющее большинство преподавателей нашего института - специалисты, отработавшие на практике либо в настоящее время сочетающие преподавательскую деятельность и практическую юриспруденцию. У нас два заслуженных юриста России, более половины преподавателей - действующие члены Приморской коллегии адвокатов. Целый ряд преподавателей имеет опыт работы в органах государственной власти. Естественно, что все наработанное передается студентам. И они сами в обязательном порядке проходят практику. Рафинированного, книжного обучения в Юридическом институте нет и быть не может.
Третий момент - инновационный. Мы получили грант Сороса “Открытое общество” на создание юридической клиники - новый вид образовательной программы, используемый в вузе. Суть его заключается в том, что в институте будет действовать специальное подразделение, где гражданам на безвозмездной основе оказывается юридическая помощь. А консультации и советы разрабатывают желающие практиковаться студенты - под руководством высококвалифицированных преподавателей. С одной стороны, повышается юридическая грамотность населения, с другой стороны - студенты-юристы получают первый опыт самостоятельной работы. В полном объеме юридическая клиника начнет действовать с нового учебного года. Подобные образовательные программы уже создаются в других ведущих вузах России, у нас на Дальнем Востоке будет первый такой опыт.
- Раз уж речь зашла об инновациях, что в будущем вы намерены еще внедрять в Юридическом институте?
- Мы активно развиваем систему дистанционного образования, прекрасно понимая, что надо расширять зону доступности высшего образования для всех, кто хочет его получить. Эту методику мы внедряем в рамках заочной и очной формы обучения. Со следующего года студенты старших курсов, кто хорошо и отлично учится, будут иметь возможность заниматься по индивидуальным программам, что позволит им пройти обучение в вузе за четыре года.
- Сергей Дмитриевич, а вот если говорить об идеале: юрист от бога, какой он?
- Сложный вопрос. Его бы задать богу, будь такая возможность. Могу только сказать о собственном представлении: юрист - это в первую очередь человек, понимающий закон и умеющий увидеть не только букву, но и содержание, дух закона, как часто говорят профессионалы. Иногда ведь даже качественный закон можно применить в целях совершенно противоположных, которые преследовались при его принятии.
Рискую навлечь на себя неудовольствие ряда своих коллег, утверждая: закон - это не высший принцип, не самоцель. Закон существует лишь настолько и для того, чтобы отвечать интересам защиты прав и свобод человека, его жизни. Не исключены ведь в жизни ситуации, когда закон и интересы человека могут в силу разных причин входить в противоречие. Настоящий юрист просто обязан не возводить в абсолют догму закона, а отдать предпочтение в этом случае тому, ради чего должен служить закон.
И еще. Хорошим юристом не может быть человек, который не склонен сомневаться. Юрист должен сомневаться и быть самым первым оппонентом своих собственных суждений. Тогда это настоящий юрист. О таких категориях, как порядочность, честность, доброта, справедливость, не стоит долго говорить. Это неотъемлемые качества юриста, как, впрочем, и любого нормального человека.
- И много с такими задатками в общей массе юристов?
- Вообще я по натуре оптимист. И полагаю, в своем большинстве те юристы, которые работают в крае, в других дальневосточных регионах - а это 80 процентов наши выпускники, - этими качествами обладают. Хотя не надо закрывать глаза на тот факт, что иногда в условиях всеобщей коммерциализации в нашем обществе такой “веский аргумент”, как оплата юридических услуг, способен взять верх над положительными качествами.
- Судя по количеству желающих изучать юриспруденцию, мода на юристов по-прежнему сохраняется?
- Я против такой моды. К сожалению, мы сталкиваемся с ситуацией, чего греха таить, что среди абитуриентов есть ребята и с низким уровнем знаний. Спрашиваем, зачем поступаете, деньги собираетесь платить за образование и, прямо скажем, не такие малые. Отвечает: мама с папой решили. А родители сначала поинтересовались бы, насколько их вложения сопрягаются с желанием и способностями их любимого чада получить юридическое образование.
Зачем всем быть юристами? Может, кто-то станет блестящим историком, философом, менеджером, политологом - и на здоровье. А получается так: нет у человека определенных талантов в области языков, математических способностей, ярко выраженных склонностей, но стоит вопрос, куда поступать. И ответ готов - на юридический. Я сам никогда в жизни не жалел, что стал юристом. Но каждому, кто выбирает эту профессию, я бы посоветовал честно самому себе ответить на вопрос: а есть у тебя к юриспруденции призвание?..
Автор: Беседу записала Ольга МАЛЬЦЕВА, "Владивосток"