Эстафета “золотых надежд”

Сегодня в зале краевого драматического театра им. М. Горького состоится торжественное вручение выпускникам приморских школ золотых медалей. Это всегда очень красивая и волнующая церемония. И если учесть, что соучастниками столь знаменательного события являются и учителя, и родители, можно представить, как наэлектризован зал эмоциями. Пять лет назад все это на себе испытали те, кто в этом году получает дипломы о высшем образовании. Напомним, это будет уже второй выпуск участников губернаторской программы “Поддержка профессионального образования и обучение одаренных детей”.

22 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №804 от 22 июнь 2000
Сегодня в зале краевого драматического театра им. М. Горького состоится торжественное вручение выпускникам приморских школ золотых медалей. Это всегда очень красивая и волнующая церемония. И если учесть, что соучастниками столь знаменательного события являются и учителя, и родители, можно представить, как наэлектризован зал эмоциями. Пять лет назад все это на себе испытали те, кто в этом году получает дипломы о высшем образовании. Напомним, это будет уже второй выпуск участников губернаторской программы “Поддержка профессионального образования и обучение одаренных детей”. И они вновь доказали, что на них надеялись не зря, - 81 процент выпускников получат дипломы с отличием. Еще совсем недавно фраза о XXI веке, в котором предстоит жить и работать молодым, звучала несколько абстрактно. Сегодня мы понимаем: XXI век – это уже завтра, а молодежь, которая будет обустраивать жизнь очень близкого будущего, – нынешние выпускники вузов.

Какие они? Конечно же, классик прав. Все важно: и как выглядит человек, и как мыслит, и какие поступки совершает. К тем, на кого возлагали большие надежды, требования особенно высокие. Элита должна соответствовать своему предназначению. Кто-то за эти пять лет успел обзавестись семьей, родить ребенка, но это не помешало им продолжить учебу, участвовать в научных конференциях и защитить диплом на “отлично”. Они умеют ставить перед собой цели и добиваться их.

Сегодня мы предлагаем вам размышления одной из выпускниц-2000, золотой медалистки 1995 года. Она одна из многих и, как нам кажется, достойно представляет свое поколение. Надеемся, что эстафета “золотых надежд” будет продолжена.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег –

Тогда весь мир

ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын,

ты будешь Человек!

Эти слова Р. Киплинга стали моим девизом недавно. Бессознательно я всегда им следовала. Смысл банальных слов о том, что жизнь дается только раз, каждый переживает по-своему и делает индивидуальный вывод: кем быть и как. Мой вывод к моменту окончания школы был абстрактен: быть активным участником жизни, ее строителем и созидателем, а не сторонним наблюдателем. В плане конкретной его реализации в выборе профессии возникли трудности. Меня привлекали и литература, и история, и искусствоведение, и даже режиссура, но все-таки больше иностранные языки. Прежде всего как средство приобщения к культуре другого народа. Несмотря на то, что золотая медаль гарантировала мне поступление в любой вуз края, я остановилась на факультете иностранных языков Уссурийского государственного педагогического института, известного своим высококлассным преподавательским составом. Первенство УГПИ в плане языкового образования признавали даже владивостокские специалисты. Возможно, сыграло роль то, что Уссурийск был моим родным городом и что мои родители работали в УГПИ преподавателями.

За пять лет учебы я не разочаровалась ни в преподавателях, ни в содержании предмета. Эти годы позволили мне не просто получить знания, а развить себя. Я научилась терпению и самодисциплине, ибо недаром говорят, что при изучении иностранных языков решающую роль играет “пятая точка”. Я познала более свободное восприятие мира, научившись смотреть на вещи сквозь призму менталитета другого народа, скажем, англичан или французов. Через изучение иноязычной культуры я смогла полнее и ярче оценить место России в мировом сообществе, уникальность ее наследия.

Безусловно, эти изменения во мне помогли почувствовать бледность жизни, поделенной на две основные области: институт (учеба) и дом (личная жизнь). Я ощущала в себе потребность реализовать свои способности мыслящего и творческого человека. Это и явилось причиной моего прихода в средства массовой информации. В течение последних двух лет мне удавалось учиться и работать на радио, совмещая функции ди-джея и журналиста. Честно говоря, в глубине души я немного горжусь собой как человеком, который без всякой протекции сумел найти интересную и полезную работу и в ней, пусть на начальном этапе, состояться. И, что немаловажно, получить небольшую финансовую самостоятельность.

Но оценивая то, к чему я пришла на данный момент, отдаю дань уважения и благодарности людям, которые сыграли значительную роль в становлении меня как личности. Моральную поддержку я всегда находила в семье. Что я люблю в моих родителях, так это критический подход ко всем моим начинаниям, ведь проверено по опыту, что стремление жалеть себя нежизнеспособно, а умение идти вперед, преодолевая трудности и надеясь только на свои силы, жизненно важно. Наверное, я была удачлива на учителей в школе и преподавателей в институте, так как первые заложили фундамент моего образования, а вторые помогли построить основательные и достойные этажи.

Однако, как гласит педагогика, обучение немыслимо без воспитательного процесса, поэтому, рассуждая об образовании, невозможно не затронуть вопросы формирования человеческих качеств. И хотя проблемы морали и нравственности неисчерпаемы, я твердо уверена в одном: что бы ни случилось, человек должен оставаться человечным и сохранять порядочность. Для меня это аксиома универсальная и всеобъемлющая.

Также я нисколько не сомневаюсь в том, что мое будущее будет связано с Приморьем. А вне России я и представить себя не могу. Назвать это решением, принятым в силу каких-то обстоятельств, было бы не совсем верным. Скорее, врожденное осознание себя частичкой Родины и родного края никогда не позволит сделать предательский шаг в сторону. Кто, если не мы? Пo-моему, большинство молодых людей воспринимает вышесказанное не как вопрос, а как утверждение. Здесь мы выросли, сделали первые самостоятельные шаги и готовы внести свой посильный вклад в развитие нашего края. Хочется поблагодарить Евгения Ивановича Наздратенко за то, что он поверил в нас.

Как выпускница вуза-2000 я уверена, что при выборе профессии человек должен ориентироваться на свои способности и зов души. А как иначе он сможет работать полноценно,

т. e. получая радость и принося ее другим, независимо от рода деятельности? Великолепно, если по душе модная и востребованная обществом профессия; не менее замечательно, если вы выбираете редкую работу, дарящую удовлетворение вам и пользу людям вокруг. Хотя сейчас однозначность встречается все реже и реже. Существует потребность в специалистах широкого профиля, поэтому чем больше областей знаний и умений освоит школьник или студент, тем больше шансов у него преуспеть. Эти мысли подсказаны реальной жизнью и, в частности, моим опытом трудоустройства. Аттестат, диплом, разнообразные “корочки” необходимы, но они должны “работать”, ведь в конечном счете важны не оценки, а умение делать что-либо продуктивно и показывать ощутимый результат.

Между тем, как мне кажется, среди участников губернаторской программы нет людей, знания и умения которых были бы представлены формально, что называется, на бумажке. Ведь программа выбирает самых достойных среди интеллектуальной и творческой молодежи. Я посчитала за огромную честь быть награжденной золотой медалью и получить возможность бесплатного обучения в любом вузе края. В свое время это дало мне уверенность в своих силах, и до сих пор я чувствую серьезную ответственность на очередном жизненном этапе доказывать учебой и работой, что я действительно достойна. Губернаторская программа служит сильнейшим стимулом для школьников, особенно сейчас, когда образование стоит дорого. Кроме того, позволяет молодым ребятам чувствовать себя нужными и полезными обществу, краю, стране.

Примерно год назад, когда вице-губернатор К. Б. Толстошеин был в Уссурийске, я беседовала с ним в эфире нашей радиостанции. Среди прочих обсуждались проблема высшего образования в Приморье и действия губернатора в этом направлении. Ввиду наступления поры выпускных, а затем и вступительных экзаменов поступала масса звонков от слушателей с просьбой ни в коем случае не бросать это благородное начинание, ибо для многих программа стала своеобразной путевкой в жизнь.

Несомненно, благодаря программе в школах увеличилось количество отличников и хорошистов. Молодое поколение выбирает хорошее образование, так как это престижно и гарантирует место в жизни. Я полагаю, что для настоящих выпускников помимо приоритета образования характерным является наличие энергии, инициативы и самостоятельности. Мне нравится, что выпускники-2000, даже в большей степени, чем мы в 1995, рассчитывают на свои силы и способности, имеют здоровые амбиции и предприимчивость их реализовать. Это молодежь, которая своей активностью доказывает жизнеспособность. А это значит, что мы, молодые, главные в XXI веке и что нам удастся сделать наш край процветающим!