Мертвым медведям отрубают лапы
На Дальнем Востоке России контрабанда объектами растительного и животного мира достигла невероятных размеров
Хотя первое полугодие еще не закончилось, Дальневосточная таможня уже готова подвести промежуточные итоги по части пресечения контрабанды объектами дикой флоры и фауны. А итоги, надо сказать, неутешительные. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество попыток незаконного перемещения растений и животных, а также их частей и дериватов через границу. И что очень печально, объем вывоза растительно-животной контрабанды за первое полугодие 2000 года во много раз превысил показатели за весь 1999 год.
Лягушкам выпускают жир
Справка “В”. В 1973 году была подписана Конвенция о международной торговле объектами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). В нее входят 145 государств. В том числе и Россия. В соответствии с конвенцией перемещение через границу объектов дикой фауны и флоры осуществляется на основании разрешительных документов. Одним из таких документов является сертификат СИТЕС. На Дальнем Востоке России обитает несколько видов животных, включенных в так называемые Приложения СИТЕС. Это – амурский тигр, гималайский и бурый медведи, дальневосточный леопард, амурский горал, дальневосточный белый аист, даурский и японский журавли, калуга, осетр, кабарга, белуха. При перевозе через границу этих животных или их частей и дериватов в обязательном порядке необходимо иметь сертификат СИТЕС. В этой связи таможенные органы играют важнейшую роль в соблюдении условий конвенции и пресечении ее нарушений.
- Если в прошлом году одних только медвежьих лап было задержано в количестве 44, то в этом году мы имеем цифру 101, - сказал заместитель начальника отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Дальневосточной оперативной таможни Сергей Ляпустин. – Незаконный вывоз такого дефицитного продукта, как мускус кабарги, в прошлом году составил 99 штук, а в первом полугодии этого года – 140. Рост контрабанды налицо. Уже начался незаконный сбор лягушек. И вот недавно мы задержали пять с лишним килограммов лягушечьего жира, который активно используется в традиционной китайской медицине. Вы можете представить себе, сколько нужно было уничтожить этих земноводных! А количество задержанного сушеного трепанга составляет примерно 1200 килограммов, что более чем в 30 раз превышает показатели прошлого года.
В этом году таможенниками уже пресечен вывоз 900 шкур белки, 554 – колонка, 88 – соболя, 21 – ондатры и даже одной шкуры рыси. Появились новые виды пушнины, которые раньше задерживать не приходилось. Недавно Биробиджанская таможня пресекла вывоз 28 шкур речной выдры, охота на которую запрещена в принципе.
Также появились совершенно новые объекты животной контрабанды. Недавно сотрудниками Дальневосточной оперативной таможни задержано 800 килограммов китового жира. Причем заготовка китового мяса осуществляется только на основании выделяемых квот, и в этом году только малочисленным народам севера России и научно-исследовательским организациям разрешено добывать китообразных.
- Уже заведено 31 дело о нарушении таможенных правил в части вывоза объектов растительного и животного мира и возбуждено два уголовных дела, - продолжает Сергей Николаевич. - В 30 случаях пресечены попытки незаконного вывоза растений и животных, подпадающих под действие СИТЕС. В пяти из них пытались вывезти животных и растения, занесенные в Красную книгу. Это – тигр, кит, выдра и женьшень. В 26 случаях провезти контрабанду пытались граждане Китая, в пяти – россияне, а также вьетнамец, японец и американец.
Для того чтобы провести растительно-животную контрабанду через границу, существует достаточно много способов. Иногда в кузове многотонного грузовика под грудой металлолома может скрываться запрещенный к вывозу товар. А в досмотровую таможенную группу входят, как правило, всего три человека. Им необходимо за день досмотреть около 30 машин. Можно себе представить, какая нагрузка ложится на плечи сотрудников таможни.
Следует заметить, что у таможенников было бы гораздо меньше работы, если бы соответствующие природоохранные и правоохранительные органы более тщательно выполняли свои задачи. Понятно, что такие виды браконьерства, как добыча трепанга и незаконная охота, происходят далеко от таможенных границ России.
Кабарга попала в струю
- Цифры, которые обнародовал Сергей Ляпустин, безусловно, очень тревожные, - сказал координатор программы по сохранению биоразнообразия Всемирного фонда дикой природы (WWF) Павел Фоменко. – За каждой сотней медвежьих лап, изъятых таможней, стоят реальные животные. Разделите 100 на 4, и вы получите примерное количество медведей, которые были убиты браконьерами в Уссурийской тайге. Еще нужно учитывать, что на таможне задерживается только малая часть огромного потока контрабанды, которая реально провозится через границу. Особенно тревожно, что все это происходит на фоне реструктуризации природоохранных и таможенных органов. Функции контроля за использованием природных ресурсов, до последнего времени осуществлявшиеся Госкомэкологией России, сейчас переданы министерству, которое напрямую заинтересовано в разработке этих ресурсов. Получается, рука руку моет.
Очень тревожная ситуация сложилась вокруг такого животного, как кабарга. Лимиты на отстрел этого оленя и реальная добыча его разнятся буквально в тысячи раз. За границу России вывозятся в прямом смысле тонны оленьего мяса, не говоря уже о пресловутой струе кабарги, которая находит спрос по большей части в соседнем Китае. В прошлом году в Приморье реально было заготовлено 100-120 килограммов сухого экстракта кабарожьей струи, в Хабаровском крае – 150-170, в Амурской области – 100, причем в этом регионе охота на кабаргу запрещена. Везут этот ценный продукт и с Сахалина, где кабарга занесена в Красную книгу.
Точно такая же ситуация с женьшенем. Исследования 1998-1999 годов показали, что таможней было задержано пять килограммов, сотрудниками оперативной инспекции “Тигр” – 32, а реально за пределы страны было вывезено около двух тонн корня жизни. Контрабандисты не останавливаются ни перед чем. Бывает так, что за границу вывозится корень крошечных размеров, еще не набравший настоящей, целебной силы. Как говорят сами таможенники, на такой товар и смотреть-то без слез невозможно.
- Несмотря ни на что, наша таможня по сравнению с прошлыми годами работает значительно лучше, - продолжает Павел Фоменко. – Всемирный фонд дикой природы всеми силами старается поддерживать с таможенниками хорошие, деловые отношения. У нас существует соглашение о совместных действиях по пресечению контрабанды товарами растительного и животного происхождения.
19 июня состоится официальная презентация совместного центра WWF и Владивостокского филиала Российской таможенной академии. В центре будут обучаться и повышать свою квалификацию сотрудники таможни. И акцент в обучении будет делаться на специфику контроля за перемещением объектов флоры и фауны. Тем более что в этом году несколько выпускников таможенной академии темы своих дипломных работ выбрали в области охраны диких видов животных и растений.
Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, "Владивосток"