Мелодии гончарного круга, или Восточная фантазия

В музее им. В. Арсеньева в эти дни правит бал искусство керамики. Выставка “Восточная фантазия”, посвященная одному из главных достижений культуры Восточной Азии, прародительнице самой ранней в мире технологии изготовления посуды из обожженной глины, насчитывающей почти 13 тысяч лет, пользуется небывалым успехом. И это понятно.

16 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №801 от 16 июнь 2000

В музее им. В. Арсеньева в эти дни правит бал искусство керамики. Выставка “Восточная фантазия”, посвященная одному из главных достижений культуры Восточной Азии, прародительнице самой ранней в мире технологии изготовления посуды из обожженной глины, насчитывающей почти 13 тысяч лет, пользуется небывалым успехом. И это понятно.

Здесь представлено мастерство китайских гончаров, живших еще в эпоху неолита: керамические сосуды самых разнообразных форм, украшенные многоцветной росписью. Сегодняшние японские мастера создали свой оригинальный, не имеющий аналогов в мире стиль керамической посуды, удивляющий декоративной пышностью и неисчерпаемым богатством фантазии.

В 1-м тысячелетии до н. э. в том же Китае в период ранних государств было положено начало новой технологии, вошедшей позднее в сокровищницу мировой культуры, – технологии фарфора.

Производство фарфора, рецепты которого стали национальным достоянием, приобрело в Китае в эпоху средних веков широчайший размах. Из Китая мастерство изготовления фарфора распространилось в соседние Корею и Японию. Ярким образцом такого проникновения является японская керамика стилей “арибэ” и “раку”, воплотивших идеалы простоты, естественности, ненавязчивого изящества.

- Традиции и опыт многонациональной истории гончарства Восточной Азии сегодня как никогда достойны внимания и изучения,- говорит Ирина Жущиховская, автор проекта, доктор исторических наук, профессор ВГУЭС. – Больше того, современное искусство Европы и Америки черпает из этого неиссякаемого источника все новые и новые идеи для своего творческого вдохновения.

Вот уже больше года во Владивостоке работает программа историко-художественных выставок, посвященных гончарному искусству Восточной Азии. Она представляет гончарство, с одной стороны, как явление культуры в историческом развитии, а с другой - как произведение искусства. Открывала эту программу выставка “Эхо древних культур”, проходившая в галерее “Арка”.

Сегодняшняя экспозиция знакомит жителей и гостей Приморья с одним из самых замечательных явлений культуры стран-соседей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь можно увидеть подлинные образцы гончарного искусства, например, уникальный селадоновый китайский фарфор, который начал зарождаться в 1-м тысячелетии до н. э. и достиг своего расцвета в 1-м тысячелетии н. э. Его секрет заключается в глазурованном серовато-зеленом, голубовато-зеленом слое – в подражание нефриту. Особую прелесть представляет эффект узора расколотого льда.

В экспозиции можно также увидеть художественные вариации различных стилей керамики Японии, Китая, Кореи, изготовленные талантливыми владивостокскими художниками-гончарами Леонидом Кищиком и Элиной Еременко. Особенно им удаются ритуальные сосуды. К слову, нашим молодым мастерам поступило предложение организовать свою выставку в Китае – древнейшем центре керамики и фарфора.

Здесь же, в стенах музея им. В. Арсеньева, можно увидеть частную коллекцию японской керамики Сергея Молчана, который за годы долгого проживания на Сахалине собрал ее на разрушенных и покинутых японцами поселениях. Здесь же представлены цветные фотографии уникальных экспонатов из зарубежных музеев.

Международный институт сервиса, моды и дизайна ВГУЭС совместно с музеем им. В. Арсеньева планирует начать работу по созданию центра искусства керамики, который бы не только занимался научно-просветительской работой в этой области, но также организовал мастер-классы.

Выставка “Восточная фантазия” продлится до середины июля и вскоре будет дополнена керамикой, хранящейся в фондах музея им В. Арсеньева.