От “лампочки Ильича” до лучины Чубайса?
Электростанция ЗАО “ЛуТЭК” в полном смысле слова задыхается из-за отсутствия дизельного топлива, необходимого для добычи и доставки угля к котлоагрегатам, и может в любой момент остановиться полностью.
Электростанция ЗАО “ЛуТЭК” в полном смысле слова задыхается из-за отсутствия дизельного топлива, необходимого для добычи и доставки угля к котлоагрегатам, и может в любой момент остановиться полностью.
Особенности местного разреза таковы: чтобы добыть тонну угля, надо снять с угольного пласта три-четыре кубометра наносной глины и вывезти ее в отвалы. Но тепловозы и “БелАЗы”, выполняющие эту неизбежную работу, почему-то без соляра не работают. Ежедневная потребность дизтоплива сегодня - где-то в пределах 60 тонн, в конце мая его оставалось в запасе всего 12 тонн, и в последнее время удавалось покупать мизерными партиями по 5-10 тонн. Именно столько его удалось приобрести на те деньги, которые наконец стали появляться на новом транзитном счете, открытом 25 мая после глухой двухмесячной блокады “Дальэнерго” старых транзитных счетов. Соляра хватает практически только на доставку угля из ранее вскрытых пластов. Но скоро и этот резерв, с трудом созданный за трудную зиму, будет исчерпан до донышка, потому что вскрышные работы, которые и раньше-то велись с большим отставанием, в апреле-мае вообще почти не велись. Разве можно назвать всерьез вскрышными работами сегодняшние объемы, когда угля ежедневно сжигается по 12 тысяч тонн, а наносов вывозится в отвалы вместо необходимого количества в 40-50 тысяч кубометров только по 500 кубометров в сутки?
К чему все это может привести в конечном счете? Конечно, к полной остановке главной электростанции в крае, с великим трудом пытающейся сейчас все еще держать нагрузку на уровне хотя бы 400 мегаватт. Сказать, что эти мегаватты сегодня лишние в Приморье, я не берусь, потому что и в Лучегорске отключают свет на несколько часов в сутки. Те же неудобства переживают конечно же и все жители края. Но ведь это еще цветочки. А что будет зимой, если сейчас не сможем подготовить угольное поле к выемке твердого топлива? Это ведь гигантский объем работы: при годовой потребности электростанции в 7 миллионов тонн угля для несения планового уровня нагрузки в отвалы необходимо будет вывезти наносов в пределах 25-30 миллионов кубометров. И не делать это сейчас, причем немедленно, можно лишь при идиотском предположении, что в этом году у нас зимы просто не будет. По определению: ее просто не должно быть, поскольку мы к ней не готовимся. Или наоборот, но с тем же результатом.
Но все здравомыслящие люди знают: зима все-таки будет. И можно представить даже, какой она будет. Хотя бы по опыту минувшей зимы, когда на разрезе вскрышные работы по той же банальной причине еще велись через пень-колоду. Мы просто останемся без собственного угля и снова будем завозить его из Сибири, как это делает сегодня Сахалин, обрекая собственных шахтеров на безделье. А наши власти от Приморья до Москвы, генералы от энергетики и топливодобычи по-прежнему теряют время в пустых пререканиях, обрекая в будущем Транссиб на роль подъездных путей Приморской ГРЭС, забив его до Райчихинска составами с углем. А надо бы просто забыть все былые обиды и упреки да сесть уважаемым руководителям ТЭКа Приморья - Пешкуну, Козлову, Васяновичу, Лихойде и всем другим за круглый стол и со знанием дела разобраться в ворохе накопившихся проблем с неплатежами. Но вот что обидно: никто из них первым не решается на такое, казалось бы, простое дело, никто не хочет бросить на амбразуру неизбежной полемики собственное самолюбие.
Закусило удила и РАО “ЕЭС России”: от Москвы до самых до окраин, по всем структурным подразделениям этой суперкомпании крутится одна и та же заезженная пластинка с требованием повышать энерготарифы. Но куда их повышать, если и сегодня за электроэнергию не платит почти никто, кроме работающего населения и пенсионеров. И первый неплательщик - само государство. Тому же “Дальэнерго” за потребленную электроэнергию сегодня уже должны потребители примерно 4 миллиарда рублей, и половину этой суммы составляет федеральный долг - армия, флот, оборонные и другие предприятия и организации далеко не местного подчинения. Верните, господа Касьянов и Кудрин, государственный долг “Дальэнерго”, и оно сразу же рассчитается со своими партнерами - “ЛуТЭКом”, “Приморскуглем”, сразу же не станет проблем с приобретением топлива и выдачей зарплаты, которую сейчас задерживают по-прежнему на семь-восемь месяцев, и не будет у приморцев зимних кошмаров в холодных и темных квартирах.
Но это, на первый взгляд, совсем простое решение, видимо, невозможно. Наверное, уже потому, что если выбить хотя бы первый камень из пирамиды неплатежей, любовно выстроенной нашими правителями за последнее десятилетие якобы реформ, то можно таким неосторожным действием просто напрочь разрушить ее и лишить обильной кормушки тысячи дельцов, сейчас старательно изображающих “одесский шюм работы” в процессе зачетов шила на мыло. Сделать это - значит лишить гениального нашего реформатора Анатолия Борисовича главного своего козыря в борьбе за повышение энерготарифов и полный развал еще теплящейся кое-где экономики.
Конечно, господина Чубайса тоже понять можно: учился он не по нашим, российским, учебникам, да и чтобы посоветоваться ему со своими содиректорами-учредителями единой всероссийской энергокомпании, приходится летать частенько аж в Америку. А там, как известно, и зарплата, и энерготарифы исчисляются пока еще в долларах, до которых нашему худосочному рублю расти - не дорасти. Да и неведомо, наверное, Анатолию Борисовичу, что бабушка-пенсионерка получает свою хилую пенсию не долларами, а звонкими рублями-деревяшками, и если держит в руках зелень, то лишь только с собственной грядки, а не из “Бэнк оф Нью-Йорк”. И стоит лишь снова повысить энерготарифы, то и эта бабушка погасит свою единственную “лампочку Ильича”, как это уже сделали многие жители наших отдаленных и таежных сел, и начнет щипать забытую лучину. И, наверное, назовет этот древний светоагрегат именем его нового учредителя...
Автор: Виктор ХОЛЕНКО, "Владивосток"