Между двух огней
С начала июня в крае значительно поднялись цены на основную составляющую хлеба – муку. Буквально за полмесяца рост составил 25 процентов. Поднялись также тарифы на электроэнергию, цены на сахар.
С начала июня в крае значительно поднялись цены на основную составляющую хлеба – муку. Буквально за полмесяца рост составил 25 процентов. Поднялись также тарифы на электроэнергию, цены на сахар.
Подобная ситуация не только в Приморье, но у нас она проявляется особенно болезненно. Потому что на протяжении довольно долгого времени из политических соображений власти искусственно сдерживали цены на хлеб. Это привело к тому, что предприятия этой отрасли, как крупные акционерные общества, так и мелкие пекарни, оказались в положении заложников. С одной стороны, продолжался рост стоимости всех необходимых для производства хлебобулочных изделий составляющих, с другой стороны, хлебопекам невыгодно поднимать цены на продукт номер один. Мы оказались между двух огней. Сегодня, когда произошел очередной виток цен, ассоциация хлебопеков Владивостока вынуждена предупредить население. Наши предприятия просто не смогут выжить, не поднимая вслед за производителями муки, сахара, электроэнергии отпускные цены на готовую хлебную продукцию. По нашим расчетам, в среднем булка подольского хлеба поднимется в цене до 7 – 7,50 рубля.
Самое интересное, что подобная ситуация складывалась и в прошлом году. Тогда к началу лета запасы муки, пригодной для изготовления хлеба, тоже, как и сегодня, в стране иссякли. Могли запросто возникнуть сначала очереди за хлебом, а потом и повышение цены на этот продукт. Но тогда из-за океана к нам приплыли американские пароходы с кормовым американским зерном. Эта гуманитарная помощь не вся пошла на корм скоту, а в значительной части стала использоваться в качестве добавок при выпечке хлеба. Вот почему его качество одно время значительно упало. С другой стороны, эта гуманитарная мука хоть как-то позволила хлебопекам выжить и не поднимать цену выпускаемого хлеба. Сегодня дешевого заморского зерна нет. А то, что осталось в стране, подорожало.
Нам, хлебопекам, вовсе не выгодно производить дорогой хлеб. Потому что его меньше покупают, меньше товарооборот. Уже сегодня многие семьи перешли на изготовление в домашних условиях лепешек. Это значит, что и нам скоро придется закрывать свои пекарни и увольнять своих рабочих. По самым скромным подсчетам, это 1,2 – 2 тысячи работников. Скажем больше. Даже если произойдет новое повышение цены на хлеб, это тоже не решит всех наших проблем. Сегодня у всех, начиная с “Владхлеба” и заканчивая самой маленькой пекарней в крае, устаревшее и изношенное оборудование, его можно чинить еще год-два, и все – дальше оно остановится. А поддерживать производство, покупать новое оборудование нет средств, мы просто не в состоянии заработать на реконструкцию и обновление. Об этом почему-то не болит голова у тех, кто называет хлеб политическим продуктом.
Давайте задумаемся над тем, почему у нас одинаково дешево стоит хлеб и для бедных, и для богатых. Во всем мире это не так. Например, в Москве есть хлеб стоимостью 3 рубля, а есть и по 30. Да, тот, что дешевле, – более низкого качества. Мы же вынуждены производить качественный хлеб себе в убыток и пытаться перекрывать все более дорогими сортами. А это в нынешней ситуации не получается. В той же Москве к хлебной проблеме совсем другой подход. Там специально создана муниципальная структура “Мосхлеб”, которая способствует развитию хлебопекарного дела. Существует мощная гильдия хлебопеков, которая совместно с “Мосхлебом” проводит грамотную кредитную и инвестиционную политику. Там за счет саккумулированных средств проводят заблаговременные закупки необходимого в производстве зерна. Причем делают это еще до сезона урожая, что обходится дешевле. У нас вполне возможно делать то же самое. Уверены, нынешней ситуации не сложилось бы, если бы наши хлебопеки имели возможности при поддержке властей заранее проплатить несколько вагонов недорогой муки. Если бы о том, как накормить население, голова болела не только у тех, кто пришел в этот бизнес не на год и не на два.
Мы считаем, что сегодня во многом утрачены те хорошие наработки, которые начинались в 92-93 годах, когда во Владивостоке стояли очереди за хлебом. Тогда власти вплотную занимались хлебной проблемой, стала развиваться Ассоциация хлебопеков. Сегодня надо вновь вернуться к тому опыту сотрудничества. И начинать, на наш взгляд, надо с краевой и городской программы обеспечения населения хлебом. Не так сложно рассчитать, сколько и какого хлеба нужно населению. Не столь затратно организовать систему товарных кредитов, закупая заранее в Сибири в нужном количеству муку или зерно. Можно просчитать и рассмотреть возможность завоза более недорогого и качественного твердого зерна из южных провинций Китая. Эти предложения есть уже сейчас. Просто одним хлебопекарням их не осилить. Вот тогда и можно будет говорить о том, чтобы делать цены на этот жизненно важный продукт щадящими, дифференцированными.
К сожалению, пока что те, кто старается выпускать хлеб, платят налоги, задавлены всевозможными платными услугами со стороны многочисленных чиновничьих организаций, и особенно городской СЭС, не только не получают поддержки, но и страдают от подпольных производителей хлеба. Считается, что в городе кроме крупных производителей работает еще и около 80 мелких и средних пекарен. Но если спросить у налоговиков, то официально зарегистрировано из них не более 30-40. Остальные подпольно, на закрытых, недоступных территориях производят хлеб, продают его по городу и не платят налоги. Конечно, они могут себе позволить покупать подорожавшее сырье и платить зарплату рабочим. Более того, такие пекарни даже выгодны многим. Ведь они пытаются продавать то, что состряпали по более низким ценам. А это устраивает многих чиновников. Но кто знает, в каких условиях выпекли эти деятели хлеб? Что туда мешали? Почему-то это не интересует тех, кто призван пресекать такого рода занятия, – от участкового инспектора до налоговой полиции и санэпиднадзора. Еще ни одного подпольного хлебопека не привлекли к ответственности.
Может быть, сравнивать не совсем уместно, но стоимость булки хлеба что в Америке, что в Корее, что в Китае – примерно один доллар. Потому что там реально оцениваются затраты. Включают нормальную рентабельность. Платят вполне достойную зарплату. Там ценят и сам хлеб, и труд хлебопека. У нас же за этот каторжный труд хлебопек получает до 2 тысяч рублей в месяц. А булка хлеба стоит в пять раз дешевле, чем где-либо.
Сегодня все, у кого есть деньги, идут не печь хлеб, а везут откуда угодно муку. Это считается выгодным. Все равно людям нужно что-то есть. В итоге на рынке сложилась ситуация, когда есть предложения и муки, и зерна. Но либо это очень дорогие предложения, либо коммерсанты предлагают такое, из чего просто невозможно делать хороший хлеб. Как итог – во Владивостоке уже сейчас трудно найти ржаные сорта муки для производства “Бородинского”, “Дарницкого” и прочих подобных сортов хлеба. Муниципальный хлебозавод “Весенний”, способный обеспечивать весь город хлебом, остановился. Дальше производить продукцию себе в убыток уже невозможно. Под угрозой остановки многие частные пекарни. А ведь нас ждет еще одно испытание, связанное с большими затратами. Кое-кто предлагает ввести еще и лицензирование хлебного производства. Получается, по многу лет проверяли, контролировали, признавали производителями, а теперь опять требуют деньги за право так называться.
Чего мы ждем? Понимания. Не наша вина в том, что хлеб подорожает. Это скорее беда. Потому что могут последовать довольно жесткие меры. Вспомним хотя бы частных автоперевозчиков. Но другого выхода у нас нет. Иначе, это надо понять всем, начнутся перебои с хлебом, очереди. С другой стороны, мы готовы обеспечивать дешевым хлебом ветеранские магазины, малоимущих, медучреждения и так далее. Для этого нужно, чтобы власти нашли реальные возможности дотировать эти затраты. Те, кто посостоятельнее, пусть покупают хлеб по реальной цене. Другого выхода нет.
По поручению собрания членов Ассоциации хлебопеков Владивостока и Приморского края Сергей ПРИЩЕПИН, Владислав БЕЛИНСКИЙ
Автор: По поручению собрания членов Ассоциации хлебопеков Владивостока и Приморского края Сергей ПРИЩЕПИН, Владислав БЕЛИНСКИЙ