Как найти мужа, или простая история о любви
После смерти мужа Людмила Алексеевна закрылась в своем горе, забетонировала душу и сердце. И вся ушла в работу. Упивалась ею, чтобы не оставалось времени на раздумья, воспоминания. А главное, не хотелось подтачивать себя мыслями, а что впереди. Нет, жизнь не казалась конченой. В Хабаровске, где она жила и работала, были друзья, дети. И пустота...
После смерти мужа Людмила Алексеевна закрылась в своем горе, забетонировала душу и сердце. И вся ушла в работу. Упивалась ею, чтобы не оставалось времени на раздумья, воспоминания. А главное, не хотелось подтачивать себя мыслями, а что впереди. Нет, жизнь не казалась конченой. В Хабаровске, где она жила и работала, были друзья, дети. И пустота...
Какое-то время спустя активизировались подруги в своем стремлении помочь. Позвонили из Владивостока. Стали нахваливать мужчину, который также остался один. “Приезжай на Новый год, познакомим”. Посмеялась над хлопотами сводниц... и не приехала. Подруги настаивали. Тогда она набрала номер телефона Александра Леонидовича. Голос его был тихий, приятный, спокойный. Договорились о встрече.
Увиделись “невеста” с “женихом” не в самый благоприятный для него момент: после травмы в спортзале он ходил, опираясь на костыль.
- Отметила про себя, - улыбается Людмила Алексеевна, - что он пришел на встречу с полным “джентльменским” набором - цветы, тортик и бутылка в кармане.
Понравились они друг другу с первого взгляда. Существует, видимо, что-то необъяснимое, когда без фактического узнавания возникают меж людьми психологические нити притяжения. Не любовь и не влюбленность еще. Пожалуй, симпатия. Когда ты как очарованный перебираешь и сказанное слово, и обращенную к тебе улыбку. Но это состояние охватило Людмилу Алексеевну уже потом, в поезде, когда она возвращалась домой. За длинный вечер под стук колес записывала в своем блокнотике мысли “по поводу”. (Пройдет несколько лет, и она даст почитать эти строки ему. И он, как всегда, иронично-добродушно заметит: любовь есть, но что ж такая не романтичная?!)
...Подружки в Хабаровске на девичнике устроили смотрины. И одобрили: достойный мужчина с приятной “профессорской” внешностью.
Потом было расставание, вновь встречи. Бесконечные телефонные звонки.
И однажды, будучи в гостях у Александра Леонидовича, уже торопясь на поезд, Людмила услышала от него: останься еще хоть на пару дней. Сдай билет, позвони подруге, пусть в институте лекции прочитает за тебя. Она пожала плечами: зачем сдавать билет, я его просто выброшу...
Пожалуй, с этого момента и началась их семейная жизнь.
Она любила его слушать. А ему, человеку морской профессии, который всю жизнь ходил на судах Дальневосточного морского пароходства, было что рассказать - дважды шарик земной обогнул с севера, дважды - с юга. Работал на ледоколах “Ермак”, “Владивосток”, полюбил север, где белизна снега имеет десяток оттенков, где в арктических экспедициях проверялись мужчины на прочность характера, на душевность и надежность. Ходил и на пассажирских - “Советском Союзе”, “Витязе”.
- Мне его побасенки очень нравятся. Я их уже наизусть знаю, расскажу теперь даже лучше него, - говорит Людмила Алексеевна. - Я предлагаю Саше книгу писать, а сама, когда хоть чуть посвободнее буду, за другую сяду. “Бухгалтер - милый мой бухгалтер” - так она будет называться - художественно-юмористическая проза. Посвящу налогоплательщикам. Недаром Починок говорил: да, наши налогоплательщики такие талантливые, отдаю им дань восхищения, их изобретательности на все хватает.
Без этой сложной, непонятной, сухой и скучной, на мой взгляд, науки Людмила Алексеевна себя не мыслит. “Да это ж почище всякого детектива! Все что угодно, но только не скучно. Если я с цифрами не повожусь - день прожит зря”. Так же страстно, с такой же убежденностью, влюбленностью в свое дело она преподает и в институте. “Уроки Людмилы Алексеевны - это шоу. Любое понятие трижды разложит по полочкам, разъяснит, “разжует”. А по форме - спектакль одного актера: и песню споет, и анекдот расскажет, и словцом эмоционально-экспрессивным воспользуется. Мы за ней как завороженные следили. Будто она на сцене, а не за преподавательской кафедрой”.
В нее восхищенно влюбляются и долго с ней дружат. Может, поэтому в их доме постоянно друзья и ученицы - за советом - житейским или профессиональным. Непрестанно звонит телефон, назначаются встречи.
- Саша, а тебя не раздражает, что у нас всегда кто-то в гостях? - вдруг как-то спохватывается Людмила Алексеевна.
- Да что ж теперь с тобой поделать, - отвечает он. Улыбается своей шкиперской, как я про себя назвала, улыбкой. И в голосе удивительные нотки - какие-то радостно-обреченные.
Впрочем, это я уже в своем рассказе махом через семь лет скакнула, которые Людмила и Александр прожили вместе. А тогда, в начале семейного пути, все казалось непросто: и возраст, и груз привычек, с которым уже никогда не расстаться, и географический разброс: он - во Владивостоке, она - в Хабаровске. А еще - она чисто по-женски стеснялась своей полноты. Но эта, самая ее тревожащая проблема, отпала сама собой. Саша категорически заявил: худенькие не нравились никогда! Оставался пустяк - выбрать место проживания. И тут вновь слово взял Александр Леонидович. Он все так же спокойно, но твердо заявил: это она должна переехать в его дом.
С двумя чемоданами выехала Людмила навстречу своей новой жизни. Причем везла не ворох нарядов - свой архив. Сценарии вечеров и девичников, дружеских эпиграмм и розыгрышей. Непосредственная, общительная, куражная, “заводилка”, как сама о себе говорит, Людмила Алексеевна точно знала: и во Владивостоке она найдет свой круг общения.
Александр в домашних мистериях, представлениях-переодеваниях сначала стеснялся активно участвовать, сопротивлялся. А потом вошел во вкус. Их номер “Алла и Филипп” однажды прошел под бурные восторженные аплодисменты всех родственников. Такие коленца откалывали!
- Очень люблю, когда Саша “на сцене”. Он - король, звезда, сплошной восторг.
О таких высоких материях - любовь, влюбленность - Людмила и Александр говорят как-то осторожно, взвешенно, без экзальтации, свойственной молодости. В ее жизни была страсть. Когда дышать становилось трудно...
- Мне так теперь кажется: любовь - это когда тебя в человеке ничего не раздражает, - говорит Людмила Алексеевна. - Вот хочется Саше провести порой время в гараже с приятелями за бутылочкой пива. Да и на здоровье.
Они с удовольствием вдвоем копаются на даче. Им нравится радовать друг друга маленькими мелочами. Накрыть стол по-праздничному, посидеть, пообщаться.
- Возвращаюсь поздно с работы, смотрю на окна. На балконе - Саша. Ждет. Покуривает. На сердце так тепло становится...
Александр Леонидович по одному только поводу недоумевает: как можно жить в вечном аврале? Звонок - тут же подхватилась, все, едем к друзьям. Или к себе зазывает: скатерку мгновенно на стол, что-то поставить, чем бог послал, да и порадоваться встрече с приятными людьми.
- Спрашиваю, как день распланирован, что-то ответит, а через пять минут уже все по-другому выходит, - удивляется он. - У меня флотская привычка: обдумать все основательно, не торопясь. В море авралить начнешь - до берега не доберешься.
Только в житейском море как-то у них все ладно получается: и ее “авралы”, и его степенность...
Два дня в году у них святые праздники: его и ее дни рождения. Когда вся многочисленная родня - за одним общим столом, дети, внуки - пятеро на двоих. На летний месяц Людмила и Александр снимают на Шаморе домик, собирают всех под одной крышей. И радуются, что все вместе, а еще редким минутам одиночества вдвоем. Когда можно пасьянс разложить, кроссворды поразгадывать, в картишки перекинуться, пикируясь шутливыми репликами.
- Вот когда я была молодая и мне было 50, - говорит Людмила Алексеевна, - жизнь сверкала яркими красками. - И уточняет: - А сейчас, когда рядом Саша, и вообще засияла...
Как сложно одинокой женщине найти мужа. У Людмилы Алексеевны есть универсальный совет: мужа очень надо хотеть найти!
И улыбается своей молодой очаровательной улыбкой. И ей в ответ улыбается Саша...
Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"