Огонь, вода... и спасатели

В заливе Петра Великого прошли учения по спасению на море.

8 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №797 от 8 июнь 2000

В заливе Петра Великого прошли учения по спасению на море

Сигнал бедствия поступил дежурному оператору регионального центра управления связи с борта ледокола "Адмирал Макаров", стоявшего на рейде Владивостока на акватории Амурского залива, в 9.00 во вторник. Капитан ледокола сообщил: "Пожар в машинном отделении судна, поврежден корпус. В результате взрыва три человека попали в воду, имеются пострадавшие..."

Требовалась немедленная помощь в тушении пожара, медицинская помощь, эвакуация пострадавших. Это сообщение немедленно было передано капитану-координатору Владивостокского морского спасательно-координационного центра. Так начались совместные учения, которые смело можно назвать приближенными к боевым. В них кроме ВМСКЦ приняли участие Дальневосточное морское пароходство, Государственная служба наблюдения за флотом порта Владивосток, Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление, Приморский региональный центр медицины катастроф, спасатели Государственной инспекции по маломерным судам по Приморскому краю, авиационные спасатели компании "ВладАвиа" и силы МЧС.

В беседе с корреспондентом “В” начальник штаба учений, развернутого прямо на мостике ледокола “Адмирал Макаров”, заместитель начальника ВМСКЦ Анатолий Рогачев пояснил, что основной задачей этого мероприятия являются проверка подготовки и возможностей каждой из участвующих структур и их взаимодействие в оказании помощи терпящим бедствие.

В отличие от ряда стран в России пока нет единой структуры, занимающейся спасением при чрезвычайных ситуациях. Отработка координации спасательных работ как раз и входила в планы учений.

По словам Анатолия Рогачева, такие учения проводятся регулярно в северо-западной части Тихого и восточном секторе Северного Ледовитого океанов от Владивостока до Тикси - такова зона ответственности ВМСКЦ.

Уже через 20 минут после получения сигнала бедствия капитан линейного спасательного судна “Справедливый” доложил о том, что снимается с якоря и направляется в зону бедствия. Еще через несколько минут о своей готовности доложили моряки - спасатели ГИМСа и спасательное судно “Топаз”. На мыс Бурный (в районе гостиницы “Амурский залив”) выдвинулись машины центра медицины катастроф и МЧС - именно сюда должен доставить пострадавших вертолет.

Вскоре “Справедливый” приблизился к “аварийному” ледоколу. Мощные струи из трех водяных пушек показывали, что экипаж судна полностью готов к выполнению работ по ликвидации пожара. В это же время к “Адмиралу Макарову” подошел катер, с борта которого был спущен водолаз - он занялся заводом пластыря на “образовавшуюся пробоину”. Аварийная партия, которая оперативно и, по мнению руководителей учений, с высоким профессионализмом высадилась на борт аварийного судна, провела необходимую разведку, пробросила две пожарные линии и занялась ликвидацией очага пожара. Чуть больше 20 минут потребовалось спасателям со “Справедливого”, чтобы ликвидировать пожар на ледоколе.

Через несколько минут послышался шум лопастей, и вертолет “ВладАвиа” со спасателями на борту завис над водой возле ледокола. Из открывшегося люка с высоты около 10 метров на воду были высажены два человека, а следом и еще один - аквалангист. Это была первая партия спасателей, в задачи которой входило оказание первой помощи пострадавшим, раскрытие доставленного спасательного плота. Поднявшись на высоту около одного километра, вертолет выбросил и вторую группу - пятеро парашютистов и лодка начали медленно спускаться в район бедствия. Один из парашютистов, проявив высокое мастерство, несмотря на сильный ветер, приземлился прямо на вертолетную площадку “Макарова”. Тут же к приводнившимся парашютистам подошли катера со спасателями ГИМСа, в задачи которых входили подбор парашютов и оказание необходимой помощи. Сам вертолет завис над ледоколом, и с него так же, как и аквалангист, на лине был высажен еще один спасатель, который закрепил специальные носилки с предполагаемым пострадавшим и проконтролировал подъем, а затем и сам был поднят на борт “МИ-8”.

Последним этапом учений была постановка бонов на месте разлива нефти и откачка воды. С этой задачей также успешно справились суда ДВБАСУ - спасатель “Топаз”, буксир и бонопостановщик.

Позже, после подведения итогов, начальник СКЦ Анатолий Выборов, который, находясь на берегу, руководил ходом учений, дал положительную оценку проведенным мероприятиям. При разборе специалистами ведомств-участников было выявлено лишь несколько неточностей, допущенных во время спасательных работ. Но, по мнению специалистов, эти шероховатости показали, какие дополнительные элементы необходимо будет отработать спасателям.