“Отче наш” лучше знать

Почему сегодня многие из нас чувствуют себя православными, не соблюдая при этом даже самых известных канонов?

7 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №796 от 7 июнь 2000

Почему сегодня многие из нас чувствуют себя православными, не соблюдая при этом даже самых известных канонов?

- После 70 лет атеизма и запрета на все духовное людям показалось весьма интересным прикоснуться к некой сверхъестественной тайне. Оккультные науки для населения - не только новые, но и занимательные, они стали частью современной жизни, - рассказывает отец Иннокентий, руководитель миссионерского отдела Владивостокской и Приморской епархии.

Ныне православные считают увлечение магией и целительством неоязычеством, охватившим Россию после перестройки при посредстве “духовной экспансии” извне. Если при коммунизме мы в шутку говорили о барабашках и домовых, то теперь будем ревностно отстаивать правдивость тех же гороскопов. Неоязычество можно назвать возвращением к самой древности, истокам человеческой эволюции. Получается, что мы как бы снова должны идти к вере. Неудивительно, что в краевом центре появилась языческая община.

Когда неоцерковленные граждане считают себя православными, это, как правило, не означает, что они соблюдают все догмы.

- Но, - рассказывает отец Иннокентий, - если какой-нибудь студентке вуза в один момент станет плохо - она пойдет не в буддийский храм, а направится к церкви. И поставит свечку. Уже в 70-х годах в нашей стране в первую волну поощрения свободы совести было отмечено смешение канонических традиций православия с восточными религиями и даже оккультными науками. Только узнав от священников или из книг христианские догмы, православные миряне, как правило, отказываются от элементов чуждых ортодоксальной христианской вере культов.

Вообще эта глобальная проблема носит четкое название воцерковления. По поводу “православно ориентированных” людей, вера которых синкретична, то есть представляет собой смесь различных культов, в том числе магических, духовенство занимает следующую позицию: таких людей в любом случае нельзя не относить к православию. Даже если они не знают молитву “Отче наш”... Ведь ясно, что даже не все лютеране знают, что такое Реформация. Но очень важно, чтобы люди пришли к осознанию своей неправоты. Если ты православный, то ты православный.