В битве “Акулы” с “Коброй” побеждают с помощью яда

Сегодня в Анкаре, столице Турции, на финишную прямую выходит тендер по закупке турецкими вооруженными силами тяжелых вертолетов огневой поддержки. В заключительном этапе тендера, который оценивается в 3,5 млрд. долларов, участвуют два персонажа: российский вертолет “Ка-50-2” - “Черная акула”, который производится в Арсеньеве заводом “Прогресс”, и американский “Кинг Кобра” (“Королевская кобра”).

7 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №796 от 7 июнь 2000
 Сегодня в Анкаре, столице Турции, на финишную прямую выходит тендер по закупке турецкими вооруженными силами тяжелых вертолетов огневой поддержки. В заключительном этапе тендера, который оценивается в 3,5 млрд. долларов, участвуют два персонажа: российский вертолет “Ка-50-2” - “Черная акула”, который производится в Арсеньеве заводом “Прогресс”, и американский “Кинг Кобра” (“Королевская кобра”).

Начатый четыре года назад турецким правительством проект финансирования закупок иностранной вертолетной техники вызвал чрезвычайный интерес среди мировых производителей вооружений, на старте в тендере участвовали шесть машин. На днях с тендера был снят итальянский “Мангуст”, и реальных претендентов осталось только двое.

Однако шансов у “Черной акулы” фактически нет. Несмотря на то, что только “Ка-50-2” относится к классу тяжелых вертолетов из всех участников тендера и наиболее соответствует запросам турецкой стороны в области тактико-технических данных, политическая конкуренция выглядит более важной. Турция, страна - член НАТО, не будет покупать боевую технику у страны - не члена НАТО, даже при всех иных превосходствах. Именно такой вывод можно сделать из сообщения 1-го вице-премьера правительства России Ильи Клебанова, который на днях вернулся из Анкары и дал интервью радиостанции “Эхо Москвы”.

В частности, Клебанов дословно сказал следующее: “Несколько дней назад, когда летал в Турцию, я был отчаянным лоббистом. Но это очень тяжелый тендер... Сегодня осталось два вертолета... Я не буду говорить, какой больше нравится туркам, понятно какой. Но там есть очень выгодное предложение по развитию вертолетной школы в Турции со стороны России. Очень интересное”.

Вместе с тем эти новости из Москвы и Анкары безо всякого интереса воспримут в Арсеньеве и на “Прогрессе”, поскольку они означают одно: заказов и денег не будет. Вертолетная школа - это одно, а массовое строительство боевых машин - совсем другое. Арсеньевские авиастроители с очень большой надеждой смотрели на перспективы тендера, теперь их фактически не осталось.

Не окажется ли окончательно смертельным для “Черной акулы” этот турецкий укус “Королевской кобры”?