Победить дракона

Хмурым майским утром в классе “София” находкинской школы № 22 заканчивалась эпоха биологии. “Он мыслил небом, думал облаками...” - ладно звучал хор детских голосов. “Космос” Максимилиана Волошина лишь на первый взгляд казался заблудившимся гостем из литературы.

2 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №794 от 2 июнь 2000

Хмурым майским утром в классе “София” находкинской школы № 22 заканчивалась эпоха биологии. “Он мыслил небом, думал облаками...” - ладно звучал хор детских голосов. “Космос” Максимилиана Волошина лишь на первый взгляд казался заблудившимся гостем из литературы.

На самом деле все как раз соответствовало названию урока “Чувства и органы чувств”. Ученики подытоживали полученные знания. Указка скользила по пластиковой схеме: ушная раковина, мембрана и прочие подробности устройства человеческого уха.

Кто-то на вопрос учителя “Что вас удивило в этой теме?” ответил:

- Раньше мы не знали, как мы слышим...

Незыблемость советской общеобразовательной системы в свое время стала притчей во языцех, как в той песне - “туда нельзя, сюда нельзя, никуда нельзя...” Точкой отсчета различных экспериментов стал принятый в 1992 году закон об образовании, который наконец предоставил свободу выбора образовательных технологий. Частные школы, специализированные классы, педагогические инициативы появлялись как грибы после дождя. Как это обычно бывает, после жестко регламентированного учебного процесса всяк стал искать для себя наиболее удобную форму обучения. Приморский край не явился исключением.

Обсуждать концепции развития школы приезжали основоположник инновационных технологий Петр Щедровицкий, доктор педагогических наук Александр Адамский. Но как водится, за лесом не видны деревья - в глобальных проектах как-то терялся ребенок. Это, пожалуй, и стало причиной поиска Марины Головановой - учителя обычной находкинской школы. Пора было определять сына Ванюшку в первый класс. Марина размышляла, каким бы хотела видеть его школьный путь, и неизменно приходила к выводу: не таким, как у большинства.

Впервые услышав о вальдорфской школе (или школе Штайнера), Марина решила - у нас это невозможно. Давно и заслуженно пользующаяся популярностью во всем мире система во главу угла ставит не передачу знаний, она является прежде всего местом воспитания человека, живущего в гармонии с миром. Немецкий педагог Михаэль Бауэр некогда сформулировал так: “Воспитатель может только пробуждать, ободрять, приглашать к ответу. Но ни в коем случае не принуждать.

Многие воспитательные меры ценны только тем, что устраняют препятствия и освещают путь. Если воспитатель преуспеет лишь в этом, он не должен успокаиваться. Он может испытать удовлетворение, если в душе воспитанника образуется как бы второй воспитатель, который сделает первого ненужным”. Именно таким хотела Марина видеть своего ребенка. Но сначала пришлось учиться самой - до сих пор опыта вальдорфской школы в крае не было.

Получив статус основного учителя после окончания семинаров в Москве и Рязани, Голованова открыла в Находке негосударственную школу “София”, где в основу обучения были положены принципы вальдорфской педагогики. Начался долгий путь проб, ошибок и открытий.

Ей казалось, что стоит только рассказать о том, как это происходит на самом деле, и все сразу станет понятно. Коротко? Ребенок приходит в школу, тонко различая справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное, согласие и отрицание. В это время у него развивается способность суждения, которое является взвешенным выбором из множества возможностей. И тогда кто-то должен быть рядом. А потому с

1-го по 8-й класс все основные предметы ведет один учитель. Объясняя учебный материал, он строит свои суждения о мире. Метод обучения - погружение: отведенные программой на какую-либо дисциплину часы слиты в одну эпоху. Изучив ее, переходят к следующей.

Занятия строятся в художественной форме: нет ничего ужаснее, чем скучный урок, заведомо обреченный на неудачу. Огромное значение имеет внеклассная (воспитательная, выражаясь традиционным языком школы) работа. Чем еще отличается метод от программы общеобразовательной школы? Марина, мягко улыбаясь, осаждает журналистский напор: “Не спешите...”

И начинает... с праздников. Праздники года - один из стержней вальдорфской инициативы. После того как коммунистическое воспитание было упразднено временем, в школе отказались воспитывать вообще. Дескать, мы даем знания, остальное - не наше дело.

- Но если не знаешь, ради чего учишь, нечем увлечь, то каким же будет результат? - говорит Голованова. - Нужна идея. Почему не праздники?

Одно время года сменяет другое, но детским сознанием категория времени воспринимается иначе, чем взрослым. Дети не понимают, когда они взрослеют. Крестообразная схема, нарисованная Мариной, проста: вертикальная линия - Рождество и день Иоанна, горизонтальная - день Михаила и Пасха. Два стержня года. И мира. Удлиняющийся день и светлое настроение рождественского вечера бесповоротно доказывают: новый год наступает, принося новые надежды и заботы. А поскольку дети принимают действительность через образ, каждый праздник - это спектакль, в котором неизменно участвуют родители.

Разыгрывая рождественскую сказку, долго раздумывали, как показать рождение ребенка. Наконец, решили. Сияющая звезда, выхваченная лучом света из полной темноты, медленно склонялась к люльке. Этот луч и приняла Мария... Художественная форма занятий позволяет детям яснее представлять мир. Это касается и естественнонаучных дисциплин. Будь то описание растения или химический и физический опыты - все принимается гораздо эффективнее, если ребенок увлекается всем сердцем, как при восприятии художественного произведения.

Общее пространство, где проживают родители с детьми, безусловно, является и образовательным. Справедливо было бы усомниться, может ли один и тот же учитель из года в год давать детям полноценные знания? На этот счет вальдорфская теория дает совершенно четкий ответ: да. Марина же на вопрос, какой предмет она преподает, говорит:

- Я работаю с детьми. Все предметы - это лишь инструменты у садовника. Мое дело - взрастить сад. Наверное, учитель физики лучше знает свой предмет, но я, безусловно, лучше знаю своих детей...

Между прочим, любая педагогика исходит из некоего содержания образования. Официальная - из того, что зафиксировано в базисных планах. Неофициальная из того, что нужно ребенку. Кстати, по мнению Александра Адамского, это самое образовательное пространство должно формировать сообщество родителей, которые избирают ту или иную методику. Результаты тестирования тут весьма условны. Ведь задавая ребенку вопрос, от него ждут общепринятого ответа. И если он не совпадает с ожидаемым - это не значит, что он неправильный. Случается, что тестирующий просто не готов интерпретировать мнение ученика. Они же мыслят порой парадоксально. К примеру, на той же биологии в классе “София” один из учеников сформулировал понятие “орган”, как орудие, инструмент, выполняющий какую-то функцию. Если учесть, что слово пришло из греческого, все станет понятно. А надо было всего лишь сказать, что это часть тела. Но было бы ошибкой думать, что программа “Софии” совершенно отлична от программы общеобразовательной школы. Здесь также пишут контрольные работы по разным предметам, сдают экзамены. И в итоге получат аттестат о среднем образовании.

...Еще один любимый праздник в “Софии” - день Михаила. Его символом является Георгий Победоносец. Готовиться к нему начинают задолго, рассказывая сказки. Благо, сюжеты о битве с драконом есть в фольклоре многих народов. Впрочем, годятся все истории о битве добра и зла. Георгий побеждает змея, добро побеждает зло. Правда, на одном из спектаклей злому божеству Локи удалось ускользнуть из рук добрых гномов. Наступил рассвет, а с восходом солнца все гномы исчезают... Локи, гномы... Что-то очень знакомое. Да это же из скандинавского эпоса - “Старшая Эдда” - университетский курс зарубежной литературы. Вот вам и школьники! Как всегда сказка ложь, да в ней намек. Разговор исподволь переходит к драконам, которые мешают жить человеку. И в руках у учителя появляется книга по психологии “Приручи своих драконов”. Ведь одна из задач вальдорфской школы - помочь ребенку ощутить себя частью мира, жить с ним в гармонии, а не в противоборстве. И тогда не страшен переходный возраст, в который, увы, уже вступил класс “София”.

Увы, потому что остался всего один год - 8-й. В следующей - старшей ступени обучение идет по-другому. А значит, Марине снова начинать сначала. С другими детьми. Пожалуй, можно подвести итоги. Когда Марина Голованова набрала детей в первый класс и вместе с ним начала тернистый путь постижения жизни, думала: вальдорфская школа - это верно. Сегодня ее формула звучит точнее - трижды верно. Хотя формально не все получилось так, как задумывалось.

Школа просуществовала отдельно пять лет. Потом возникли сложности с помещением, с финансами. Пытаясь уладить все организационные вопросы, Марина поняла, что важнее сегодня сохранить сам метод. А потому бросила сражаться с ветряными мельницами. Сегодня “София” - это экспериментальный класс в общеобразовательной школе. И все же семь лет прожиты не напрасно. Внушительный фотоальбом служит своеобразной летописью семьи. Такими они были, такими стали. Умными, умеющими отстаивать свою точку зрения. Не одинокими. Потому что родителей, выбравших эту систему, по большому счету нельзя назвать продвинутыми, клюнувшими на модную образовательную технологию. Они просто очень обеспокоены тем, какими будут их дети во взрослой жизни.

Именно потому вальдорфская школа - явление немассовое, которое не может быть введено по указанию отдела народного образования. Эта инициатива, пожалуй, единственная, прорастающая, как росток из зерна, из самой глубины. Не случайно в мире их всего 500, в России - 20. “София” - единственная на Дальнем Востоке. Марина еще не решила: взять сразу первый класс или учиться самой дальше, расширять границы знания. Хотя... Она уже знает, как услышать ребенка.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"