“Арктика-2000” для Японии

Еще лет десять назад в эту пору из портов Приморья в торжественной обстановке на Север отправлялись первые караваны судов с грузом для жителей арктических регионов.

26 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №790 от 26 май 2000
Еще лет десять назад в эту пору из портов Приморья в торжественной обстановке на Север отправлялись первые караваны судов с грузом для жителей арктических регионов.

Сейчас все линейные ледоколы Дальневосточного морского пароходства стоят в портах на юге края.

Как сообщили “В” в службе ледокольного флота ОАО “ДВМП”, до сих пор все заинтересованные министерства и ведомства, администрации северных субъектов федерации не прислали заявок на привлечение ледоколов к предстоящей навигации в Арктике. То есть повторяется ситуация последних лет. Когда на Чукотку и в Корякию по чистой воде грузы не завозились, а зимой там поселки замерзали без топлива, и приходилось организовывать жутко дорогие экспедиции спасения.

Между тем в Москве на заседаниях правительства периодически рассматриваются проблемы снабжения северян и северного завоза. Эта злободневная тема вплотную касается Приморья, поскольку часть территории края приравнена к северным районам. Однако главное заключается в том, что именно силами Дальневосточного и Приморского морских пароходств, наших портов и Владивостокского отделения железной дороги осуществляется перевозка продовольствия, промышленных товаров, топлива для Камчатки, Чукотки, Магаданской области. Но груза нет. Еще ни один теплоход не снаряжен для плавания в тех широтах.

К тому же на прошлой неделе президент России Владимир Путин своим указом упразднил Государственный комитет по Северу. Теперь за очередной срыв арктической навигации и спросить будет некого. Это решение продиктовано провальной работой чиновников Госкомсевера. Все последние годы отдаленные регионы, несмотря на победные реляции из Москвы, оставались наедине с проблемами. И неизвестно, как долго это еще будет продолжаться.

Зато для владельцев ледокольного, танкерного и торгового флотов замаячила перспектива работы на новом направлении. Английский институт полярных исследований Кембриджа приступил к практической разработке нового маршрута между Великобританией и Японией. До сих пор грузы морской транспорт перевозил по южному пути через Суэцкий канал. Ученые предлагают направление через Канадскую Арктику, поскольку это расстояние на 4 тысячи миль короче, а стало быть, и дешевле.

В минувшем году моряки Дальневосточного морского пароходства уже приступили к освоению трассы в Канадской Арктике. “В” несколько раз писал об уникальной операции по буксировке ледоколом “Адмирал Макаров” плавучего дока водоизмещением в 48 тысяч тонн из Петропавловска-Камчатского во Фрипорт на Багамских островах. Торосы льда высотой от трех до пяти метров не стали преградой для каравана на новом, более коротком пути между Тихим и Атлантическим океанами. Таким образом, дальневосточники доказали, что это направление можно активно использовать для торгового судоходства. И хотя льды в этой части Арктики неизменно отступают со скоростью пять процентов в 10 лет, без помощи ледокольного флота для успешных навигаций не обойтись. А он имеется только у России, если не считать портовые ледоколы в Норвегии и Канаде. К тому же грузовые и нефтеналивные суда усиленного ледового класса также имеются в наличии только у нашей страны.

Так что не забывая про наши собственные северные территории, можно уже готовиться к арктическим навигациям по ту сторону Ледовитого океана.