"Зеленая" волна вокруг красной рыбы

Вчера два японских лососевых судна близ Камчатки вошли в исключительную экономическую зону России и начали работу в таком промысловом районе, который, будучи очерчен на карте, захватывает часть акватории Командорского заповедника.

24 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №788 от 24 май 2000

Госкомрыболовство начало распродажу заповедных акваторий?

Вчера два японских лососевых судна близ Камчатки вошли в исключительную экономическую зону России и начали работу в таком промысловом районе, который, будучи очерчен на карте, захватывает часть акватории Командорского заповедника.

Но за этими судами не погнались российские пограничники и не выдворили иностранцев из наших вод. Потому что проникли японцы сюда... по разрешению Госкомрыболовства РФ. Возмущенные столь вопиющим фактом защитники природы - российское отделение международной организации "Совет Гринпис" - бьют тревогу: "Роcсийско-японский протокол переговоров о добыче лососевых рыб дает японским рыбакам исключительное право на добычу лосося в государственном заповеднике "Командорский".

"В" тоже получил распространенный Интернетом, электронными средствами массовой информации тревожный сигнал Гринписа под заголовком "Исключительное право на промысел в заповеднике получила Япония", всколыхнувший Москву и Европу, где разгорается настоящий скандал по поводу якобы санкционированного властью варварства в охраняемой законом акватории.

Неужели мы, россияне, настолько не ценим национальное богатство своей страны, что легкой рукой позволяем алчным иностранцам орудовать в наших заповедных водах? С этим вопросом корреспондент “В” обратился к заведующему международным отделом “ТИНРО-центра” Виктору Марковцеву, который в составе делегации Госкомрыболовства РФ был среди участников переговоров, завершившихся подписанием “возмутительного” российско-японского протокола. Виктор Григорьевич изумился:

- Неужели вы, журналисты, настолько легковерны, что всерьез подумали, мол, Россия запустила японцев в свой заповедник и разрешила им ловить там рыбу? Ведь этого не может быть по определению, это абсурд. “Зеленые” ошиблись, возможно, и ненамеренно, но, может быть, и попросту слегка подтасовали факты, а журналисты и другие защитники природы сразу все приняли на веру, как бы ухватились за скандал, даже не удосужившись ознакомиться с пресловутым протоколом.

В распоряжении “В” протокол от 27 апреля 2000 года есть, мы его раздобыли. И если сравнить его с предыдущими подобными документами - а сотрудничество длится уже второй десяток лет, российско-японская смешанная комиссия по рыбному хозяйству заседает каждой весной, - то любой увидит, что в нынешнем году квоты вылова лососей для японцев значительно урезаны. К слову, это решение принято согласно рекомендациям того же “ТИНРО-центра”, специалисты которого по строгим научным методикам загодя оценивают количество рыбы на традиционных путях ее миграции и такой размер добычи, который не подорвал бы запасы нерки или кеты.

Что касается двух японских судов, вошедших вчера в так называемый район № 3 близ Командорского заповедника, то это истинная правда: они действительно там, им позволили.

- Потому что это чисто научные суда, - объясняет Виктор Марковцев, - промысла для них не разрешено. В этом самом протоколе, который столь вольно цитирует Гринпис, четко обозначено:

“№ 3 - район только для научных исследований”.

Так что явно преувеличивают “зеленые”, сообщая всему миру, что “промысловый район захватит часть 30-мильной акватории Командорского заповедника. Лов будет идти с применением дрифтерных сетей... Такой способ лова считается варварским, так как помимо рыбы в сети попадает множество морских животных и птиц... Трудно представить себе более безответственное решение, чем дрифтерный промысел в заповедной акватории”.

- Трудно представить - ну и не надо представлять, поскольку не будет там ни дрифтерного, ни какого-либо другого промысла, - прокомментировали корреспонденту “В” этот текст в “ТИНРО-центре”, “Приморрыбводе”, “Дальрыбе”, Институте биологии моря, - тем более что и на упомянутых двух научных судах, и на работающих в других обозначенных в протоколе районах судах-добытчиках находятся российские наблюдатели, которые пунктуально контролируют соблюдение всех договоренностей.

Складывается впечатление, что безусловно уважаемые широкой общественностью защитники природы из Гринписа в этот раз устроили много шума из ничего. Кстати, не выдерживает критики и еще одно обвинение “зеленых” из цитируемого нынче повсеместно текста: “Оптовая цена килограмма нерки на японских рынках составляет от $12 до 17, тогда как по заключенному договору японские рыбаки будут платить России $2,2 за килограмм”. Мол, продешевили наши (то ли по беспечности, то ли за взятки), и отдаем мы деликатесную российскую рыбу соседям-иностранцам по демпинговой цене. За державу обидно!

Как выяснил корреспондент “В”, килограмм лосося на рынках Страны восходящего солнца стоит в среднем 8 долларов, максимум 10. Работающие в рамках протокола японские рыбаки будут платить нам и вправду меньше - $2,5. Поскольку это так называемая первая сдаточная цена (по выражению специалистов, цена рыбы в воде), которая по сложившимся правилам составляет 25 процентов от последней, включающей в себя транспортировку и переработку добытого сырца.

Наверное, зря Гринпис поднял волну...

Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"