Двоечниками не рождаются

Реально ли, чтобы двоечник стал хотя бы троечником? А реально, чтобы троечник вырос до хорошиста? Может быть, но только не в обычной российской школе. В ней произойдет скорее наоборот.

19 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №786 от 19 май 2000

Реально ли, чтобы двоечник стал хотя бы троечником? А реально, чтобы троечник вырос до хорошиста? Может быть, но только не в обычной российской школе. В ней произойдет скорее наоборот.

Причины явления наоборот уже мозоль на бумаге натерли, столько писано-переписано на эту тему: незаинтересованность в своей работе учителей, которым платят жалкие гроши; переполненность классов и т. п. В конце концов учитель просто физически не способен уделить на уроке какое-то особое внимание каждому из тридцати с лишним учеников.

Вообще-то даже по санитарно-эпидемиологическим правилам, утвержденным буквально в прошлом году, число учащихся в классе не должно превышать 25. Куда там! Для нормальной (здесь, наверное, следовало бы поставить кавычки) государственной школы 30 - это не предел. И в этаких вот нормальных классах есть нормальные вечные камчадалы. Сидят такой парень или девица с 1-го по 11-й класс на последней парте. Их и к доске-то не вызывают, чтобы не отнимали время от драгоценных 45 минут. Какой там индивидуальный подход! Психология школы в подобных случаях обычная: побыстрей выпнуть двоечника на вольные хлеба. Желательно после 9-го, выпускного класса. Удачно судьба у такого ребенка, скорее всего, уже не сложится. Взрослые давно поставили на нем крест. Затем крест поставит и общество.

Будучи скептиком по натуре, я не верила в чудо перевоплощения двоечника в сильного ученика. Но история оказалась реальной и весьма убедительной. Более того, это уже тенденция. Тенденция, которая второй год наблюдается в лицее АНИК-Юниор.

Здесь не открывали Америку. Здесь просто использовали лучшие традиции русской школы. В светлых уютных классах занимаются не больше десяти ребят. И учителю вполне хватает 40 минут урока, чтобы охватить своим вниманием каждого.

Одно из ноу-хау АНИК-Юниора - индивидуальные занятия с учениками.

Иногда преподавателям лицея приходится начинать чуть ли не с нуля: у некоторых учеников пробелы в знаниях чуть ли не с третьего класса! Для государственной школы такой ребенок уже конченый, неисправимый двоечник, а для АНИК-Юниора - сложный ученик, которому необходим исключительный подход. Но, как признаются сами учителя: “Мы не чудотворцы. Прежде всего у ребенка должно быть желание учиться. И если он не старается, если он не стремится к знаниям, то мы обязаны пробудить в нем интерес и направить на нужный путь”.

Они не чудотворцы, но почему-то ребята, от которых отказалась уже не одна школа, здесь вдруг поднимаются. Они так же, как и одноклассники, осваивают математику, физику, русский и английский языки по углубленной программе.

Первая половина дня лицеистов занята уроками. Во второй половине они тут же, не выходя из лицея, делают домашние задания и могут проконсультироваться с учителем. А вечером дети возвращаются домой с уже готовым домашним заданием на завтра. У ребят есть время для отдыха и развлечений. Они могут занять его игрой в шахматы, теннис, бадминтон и др.

Еженедельно с классами работает психолог, который проводит тесты на сближение детей. Разные по темпераменту ребята тем не менее ладят между собой! Как в обычном детском коллективе, в одном классе могут быть и выскочка, и тихоня, и сильный, и слабый, и лидер, и... Впрочем, нет, изгои здесь только бывшие.

Автор: Вероника ЕЛЬСКАЯ, специально для "В"