Дорога в ад?

Два ведущих лесозаготовителя Приморья “Тернейлес” и “Приморлеспром” начали крупномасштабный лесоповал на восточном склоне Сихотэ-Алиня, в районе поселка Светлая. Того самого, где десяток лет назад уже прошел один лесопромышленный бум. Он оставил после себя на месте бывшего шикарного поселка южно-корейских лесорубов груды искореженного металла и гигантские плешины среди вековой тайги.

12 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №782 от 12 май 2000

Она действует нв восточном склоне Сихоте-Алиня

Два ведущих лесозаготовителя Приморья “Тернейлес” и “Приморлеспром” начали крупномасштабный лесоповал на восточном склоне Сихотэ-Алиня, в районе поселка Светлая. Того самого, где десяток лет назад уже прошел один лесопромышленный бум. Он оставил после себя на месте бывшего шикарного поселка южно-корейских лесорубов груды искореженного металла и гигантские плешины среди вековой тайги.

Нынешняя гонка двух монополистов приморского лесного рынка имеет несколько целей. Первая - освоить (читай - уничтожить) последние нетронутые массивы естественных лесов центрального Сихотэ-Алиня, в числе которых находится несколько уникальных территорий, представляемых нынешним летом в ЮНЕСКО в номинации Всемирное природное наследие. Другая цель - загрузить существующие портовые мощности в устье нерестовой реки Светлой, имеющей статус высшей рыбохозяйственной категории и уже изрядно пострадавшей от расположенных в устье лесопогрузочных комплексов.

Но самая главная и стратегическая задача основных наполнителей бюджета лесных районов - выход к сукпайским перевалам, куда с хабаровской стороны рвется новый иностранный арендатор огромного массива девственных лесов западного склона горной системы - малайзийская компания “Римбунан Хиджау”. До 500 тысяч кубометров древесины в год предполагает заготавливать этот печально известный разоритель тропических лесов Саравака и Новой Гвинеи.

Вывоз леса на запад к Транссибирской магистрали не слишком выгоден из-за больших расстояний, отделяющих район Сукпая от портов Ванино и Находка. Куда соблазнительнее направить грузовой поток к морю через горные перевалы на восток. Тем более что в Светлой простаивают причалы “Приморлеспрома” и к ним уже пробита 70-километровая дорога от ближайшего главного водораздела. Для приморских лесозаготовителей осталось дело за малым - прорваться к перевалам аккурат между Верхнебикинским ландшафтным заказником и бассейном Самарги, на защиту которых от топора и пилы не раз вставала краевая и мировая общественность, к заветной точке встречи с “Римбунаном”, дать ему выход к морю на Японию и тем самым получить толику от суперприбылей за использование дороги и порта на приморской территории. С точки зрения экономики решение выглядит безупречно.

Возникновение сквозной трассы в самом сердце Уссурийской тайги вызывает огромную тревогу в природоохранных организациях. Эта дорога неизбежно приведет к широкомасштабному разорению девственных лесов, к нарушению миграционных путей множества редких животных, к разрушительным пожарам. К сожалению, в погоне за прибылью мало кто думает об этом.