Евгений НАЗДРАТЕНКО: Забыть о прошлом и пережитом - потерять будущее

На минувшей неделе в дагестанском городе Кизляр состоялась торжественная церемония открытия памятника приморцам, павшим в ходе выполнения антитеррористической операции на Северном Кавказе. Туда прибыл и губернатор Евгений Наздратенко, по инициативе которого он был установлен. Вместе с ним в Дагестане побывал руководитель Владивостока Юрий Копылов.

28 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №778 от 28 апр. 2000

На минувшей неделе в дагестанском городе Кизляр состоялась торжественная церемония открытия памятника приморцам, павшим в ходе выполнения антитеррористической операции на Северном Кавказе. Туда прибыл и губернатор Евгений Наздратенко, по инициативе которого он был установлен. Вместе с ним в Дагестане побывал руководитель Владивостока Юрий Копылов.

Первый и единственный пока подобный памятник на Северном Кавказе, монумент в Кизляре стал зримым свидетельством политики, проводимой Евгением Наздратенко, все убеждения которого воплощены делами в емкое слово - государственник. Он понимает, что сохранение нашего государства, его будущее невозможно, если мы не сумеем сберечь память о павших в его защиту. И недаром пока только Приморье отдало эту символическую дань, хотя разговоры велись во многих регионах.

В ряду таких дел губернатора, для вечности - и торжественное открытие в минувшем году на Новодевичьем кладбище памятника бывшему первому секретарю Приморского крайкома КПСС Василию Чернышеву. Именно Наздратенко настоял на том, чтобы эта, партийная, строка из биографии Василия Ефимовича была высечена на его надгробии. И это правильно – негоже нам стыдиться своего прошлого, забывать о делах наших предшественников.

В те же дни, когда открывался памятник в Кизляре, приморское землячество открыло в Подмосковье памятник приморцам, павшим в годы Великой Отечественной войны при обороне столицы. И у подножия этого монумента - венок от губернатора, венок от всех приморцев…

За Евгения Наздратенко всегда говорят его дела. Это оценили и дагестанские руководители, которые в беседах с приморцами не раз подчеркивали уважение к нашему губернатору. Уважение и признание как настоящего государственного деятеля. Председатель правительства республики Хизри Шихсаидов высоко оценил приезд Евгения Наздратенко в Кизляр. Ведь приморский губернатор - единственный из руководителей субъектов федерации, который в третий раз побывал на Северном Кавказе с благородной миссией – поддержать земляков и отдать дань памяти погибшим.

Вот что сказал об этом Евгений Наздратенко в самолете на пути из Кизляра в Москву:

- Граница Дагестана с Чечней проходит на окраине Кизляра. Когда бандиты ворвались в город, погибло много людей. Для дагестанцев расстрел их земляков, гибель милиционеров, которые до конца держались, - для них это кровоточащая рана. И они сразу поставили памятник погибшим землякам. Но когда мы попросили их разрешить установить памятник жителям Приморья, которые воевали на Северном Кавказе, – они ведь поставили его рядом! Это удивительно! Где бы они его ни установили, мы приняли бы это с благодарностью. Но они поставили его рядом со своей болью. Они заменили плиты и сделали общую площадку. И на открытие монумента павшим приморцам пришел практически весь город - тысячи, десятки тысяч людей! Прямо с передовой, из районов боевых действий в Гудермесе и Грозном подъехали наши приморские ребята из СОБРа и ОМОНа. В этот день мы все пережили минуты великие и значимые для нашего государства.

Посмотрите: сегодня очень многое происходит не так, как говорила официальная идеология последние 10 лет. Нас пытались убедить в том, что национальные республики хотят отделиться от России. Но как искренне Дагестан, его народ хотят быть в составе Российской Федерации! Значит, ориентиры нашей национальной политики нуждаются в серьезной корректировке. И я убежден: нельзя нам отрицать все то, что было накоплено десятилетиями в опыте управления государством. Его невозможно подменить тем “демократическим” романтизмом, что нам пытались внушить. С какой легкостью в начале и середине 90-х решались вопросы Чечни, Дагестана, Осетии! И что мы получили? Мы получили федерацию, в границах которой идет применение бронетехники, авиации, тяжелых бомб.

Я хочу сказать: то, что сейчас делают Дагестан и Приморский край, - это как два фундамента, между которыми перекинуты фермы моста, скрепляющего все государство. Как ни странно, дагестанцы живут на Каспии, но нуждаются в рыбе. Мы, приморцы, нуждаемся в стабильных поставках нефтепродуктов. Налицо взаимный интерес. Нефтепродукты получать из этого района очень далеко и затратно. Но ведь существуют взаимозачеты. И с руководством республики Дагестан мы этот вопрос обсудили. В конце июня – начале июля в Приморье приедет делегация, и мы будем прорабатывать соответствующие документы. Может быть, кому-то они покажутся несколько наивными - мол, что это дает? Но скажите, почему экономические связи должны быть крепче между нами и Америкой, нежели между субъектами федерации? Страна не на словах, а на деле должна вернуться к единой экономике. Единое экономическое пространство должно из декларации превратиться в реальный факт нашей жизни. То же самое должно быть и в других сферах. Дагестанцы вспоминают сейчас с такой добротой 1984 год, когда их ансамбль был во Владивостоке. Они говорят: “Мы же по стране ездили, были одним государством! А сейчас в Испании выступаем, в Иране”. Вот что по-настоящему страшно! Мы ведь разрывали культурное пространство, а это может быть пострашнее всех бед нашей экономики. Мы говорим на одном языке - и это ни в коем случае нельзя утратить! Ведь уже и в Грузии, и в Азербайджане русский стал даже не второстепенным языком, он стал просто чужим! Так что для меня понимание нашей общности с Дагестаном - это еще и вопрос укрепления государства.

Автор: Василий ЕФИМОВ, специально для "В"