Учеными разработан уникальный проект по очистке прибрежных вод Владивостока

Всем давно известно, что во Владивостоке нет нормально работающих очистных сооружений. А те, что существуют, не в состоянии справиться с огромным объемом сточных вод, которые ежедневно сбрасывает город в Амурский и Уссурийский заливы.

26 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №776 от 26 апр. 2000

Всем давно известно, что во Владивостоке нет нормально работающих очистных сооружений. А те, что существуют, не в состоянии справиться с огромным объемом сточных вод, которые ежедневно сбрасывает город в Амурский и Уссурийский заливы.

Строительство же новых очистных сооружений властям Владивостока явно не по карману. Выходит - все?! Здравствуй, скорая экологическая катастрофа? Но не будем делать поспешных выводов, поскольку у города еще есть шанс повлиять на состояние прибрежных вод, и этот шанс называется весьма экзотично - рифы...

Группа дальневосточных ученых, представляющих ДВО РАН, ДВГУ, ТИНРО и Дальрыбвтуз, уже долгое время работает над проектом создания искусственных рифов. Они изготовляются из обыкновенных, отработавших свой век автомобильных покрышек, коих в нашем городе превеликое множество. Шины в количестве пятнадцати штук связываются между собой капроновыми канатами так, чтобы образовался треугольник, по углам которого крепятся на линях три пикуля (мешка с камнями) весом в несколько десятков килограммов.

А при чем тут очистка прибрежных вод, спросите вы. Дело все в том, что в течение года-двух эти искусственные рифы обрастают мидиями и водорослями. На смену мидиям, которые постепенно осыпаются, поскольку живут всего пару лет, приходит японский гребешок. Известно, что оба этих моллюска достаточно эффективно фильтруют морскую воду, пропуская ее, что называется, через себя. Таким образом, вокруг этих искусственных рифов образуются в буквальном смысле оазисы чистой воды, возле которых концентрируется всевозможная морская живность: мальки различных пород рыб и, что самое главное, трепанг.

- Один такой искусственный риф в сутки фильтрует до 2 тысяч кубометров воды, - рассказывает профессор, декан рыбохозяйственного факультета Дальрыбвтуза Михаил Мизюркин. - Если мы начнем выставлять плантации искусственных рифов, то будем в первую очередь огораживать те места, куда выходят трубы, сливающие в море нечистоты. А таких участков у нас более десятка. В этих местах нет активного судоходства. Но тем не менее мы в любом случае будем согласовывать постановку рифов со всеми городскими службами.

Возникает еще один экологический вопрос: как будут влиять на окружающую среду резиновые шины, находящиеся в морской воде? Этой проблемой также занимались ученые из ТИНРО. Они выяснили, что автомобильные покрышки могут находиться в море десятилетиями, при этом практически не разлагаясь и не нанося тем самым вреда прибрежным водам.

Кстати сказать, в мире уже наработан определенный опыт в деле постановки искусственных рифов. Так, наши соседи-японцы уже достаточно давно применяют этот метод очистки своих прибрежных вод. Первоначально они делали рифы из железобетонных конструкций, но очень быстро поняли, что резиновые шины в данном случае дешевле и эффективнее. У японцев так же, как, впрочем, и у американцев, есть опыт использования списанных судов. Они в буквальном смысле под звуки оркестра затапливают недалеко от берега свои списанные корабли, и те, образуя искусственные рифы, еще долгое время служат людям.

Рифы пытались изготавливать из старых автомобильных кузовов. Но, как показали исследования, проводившиеся, кстати сказать, в нашем Японском море, машины через пару лет начинают активно ржаветь, разлагаться и оседать на дно. Риф получается недолговечным и при этом не слишком экологичным.

- Проект по созданию искусственных рифов, и в этом его огромное достоинство, не требует больших финансовых затрат, - продолжает свой рассказ Михаил Алексеевич. - На начальном этапе программы потребуется всего-навсего 100 тысяч долларов. Если перевести эту цифру на бытовой язык, то получается 2,5 автомобиля “Лендкруизер”. Согласитесь, для города это не слишком большие деньги. И если бы мы получили финансирование, то уже в этом году смогли бы выставить 100-200 искусственных рифов в самых загрязненных местах.

Следует отметить, что в России исследования по созданию искусственных рифов уже проводились на Черном и Белом морях. Так что наши дальневосточные ученые в этом плане не открыли Америку. В Приморье подобные исследования проводятся вот уже два года, и для нас этот опыт пока уникален. Кстати, уже выставлены две экспериментальные плантации искусственных рифов в заливе Угловом и в районе мыса Песчаного. Опыты проводятся сотрудниками ТИНРО под руководством Сергея Евнова. По предварительным исследованиям, эти искусственные рифы успешно справляются со своей задачей по очистке морской воды. Они полностью обросли микроорганизмами, и если с воздуха взглянуть на море, то их легко можно заметить в виде больших зон темной и чистой воды, выгодно отличающейся от остальной весьма мутной поверхности Амурского залива.

Как видим, проект по созданию искусственных рифов весьма эффективен как в экологическом плане, так и в экономическом. И весьма кстати на ближайшее время намечено заседание владивостокского морского совета. Как заявил Михаил Мизюркин, на него ученые планируют выйти с конкретными предложениями по созданию искусственных рифов. Если мэрия Владивостока поддержит эти благие инициативы, то в течение двух-четырех недель ученые представят эскизный проект установки первой плантации и всю сметную документацию. Еще примерно столько же времени уйдет на согласование проекта со всеми заинтересованными государственными структурами. И может быть, к лету искусственные рифы все-таки “заработают”. А там, глядишь, год-два, и вода хоть немного станет чище. Только бы городские власти согласились “сесть” на рифы.