Стала оперяться моя кооперация!
Эти слова из Маяковского вспомнились мне, когда побывала в ООО “Яковлевский райзаготохотпром”. Оказывается, жив еще курилка, хотя кооперации досталось во времена перестройки. Не одно из потребительских обществ приказало тогда долго жить. Развалились базы, цеха, растерялись связи, остались без работы коллективы. Однако годы демократии показали - здесь мы, что называется, погорячились. Реанимация потребкооперации идет не так споро и лихо.
Эти слова из Маяковского вспомнились мне, когда побывала в ООО “Яковлевский райзаготохотпром”. Оказывается, жив еще курилка, хотя кооперации досталось во времена перестройки. Не одно из потребительских обществ приказало тогда долго жить. Развалились базы, цеха, растерялись связи, остались без работы коллективы. Однако годы демократии показали - здесь мы, что называется, погорячились. Реанимация потребкооперации идет не так споро и лихо.
Строить, как известно, не ломать. И тем не менее 1999 год для кооперации края - поворотный. Впервые за период затяжного кризиса четко обозначились положительные перемены: остановлено падение объемов, а по многим показателям начался прирост. Предприятиями потребкооперации впервые за годы реформ получено 700 тысяч рублей прибыли. Среди них Кировское, Спасское, Уссурийское, Лесозаводское, Надеждинское, Буденновское потребительские общества и еще 11 предприятий крайпотребсоюза. Открываются новые производства: четыре цеха по копчению рыбы, установлены шесть линий по производству макаронных изделий и пряников, пущена мини-пекарня в Андреевском потребобществе, восстановлен цех по переработке овощей в Дальнереченском райзаготохотпроме.
Удачно вошло в 2000 год и ООО “Яковлевский райзаготохотпром”. По итогам экономического соревнования (пришло на смену соцсоревнованию) среди предприятий потребкооперации России яковлевцы заняли второе место по эффективности ведения хозяйства.
- Организовали нас в июле 1996 года на базе старого Яковлевского коопзверосовхоза, - рассказывает директор ООО “Яковлевский райзаготохотпром” Анна Мурыкина. - От старого хозяйства остались долги да разруха. Нас наделили основными фондами и дали зеленую улицу - творите.
“Творить” практически на пустом месте было тяжело. Консервный цех 1976 года “рождения” последние годы бездействовал. Лишь через два года райзаготохотпром дал первую продукцию.
К 1999 году предприятие уже обросло связями. Были заключены договоры на поставку сельхозпродукции и консервов в воинские части. Сегодня девять частей как в районе, так и за его пределами предпочитают сотрудничать с яковлевским райохотзаготпромом. Знают продукцию яковлевцев во Владивостоке, Уссурийске, на Камчатке. В прошлом году предприятие заготовило и реализовало 120,5 тонны овощей и консервов.
- Люди попробовали импорта и поняли, что свое вкуснее, а главное - полезней, - говорит Анна Ивановна. - Мы не используем консерванты, вредные для организма красители, применяем оригинальную технологию приготовления березового, грушевого соков, напитков из лимонника, калины и других. Их с удовольствием закупают “Уссурийский бальзам” и “Приморский кондитер”. Другое дело, что по упаковке наша продукция не выдерживает конкуренции с импортом. Кому нужны сейчас трехлитровые, двухлитровые стеклянные монстры, когда весь мир перешел на удобные экономичные тетрапаки? Но подобная упаковка для нас - предел мечтаний. На оборудование для ее производства денег нет и не предвидится. Более того, стеклотара, точнее ее отсутствие, - большая проблема в период заготовок. Платить 95 тысяч рублей за вагон банок нам не по карману. Здесь мы нашли простой выход: заключили договоры с теми же воинскими частями на поставку нам тары, коммерческие структуры, с которыми мы сотрудничаем, открыли несколько точек, закупающих банки у населения во Владивостоке. Но и это полумера.
- Нас давят налоги, - сетует директор. - Вот сейчас нужно активно готовиться к сезону заготовок: закупать банки, крышки, специи, сахар и другие необходимые составляющие. Но весна - время выплат всевозможных налогов: НДС, на продажу, в Пенсионный фонд. Вот и думай: отдашь все деньги - останешься без производства. Если бы можно было для таких предприятий, как наше, ввести отсрочку платежей хотя бы на некоторое время. Но нам не идут навстречу. Даже в небольшом кредите отказывают. А ведь нужны еще деньги на заготовительную пору. С населением, у которого мы закупаем продукты, нужно рассчитываться вовремя. В прошлом году мы практически не смогли закупить пушнину. А перекупщики не дремлют: рассчитываются с селянами сразу и цену дают приличную. Мы не можем за ними угнаться. Жаль, но почти вся пушнина уходит за кордон. В итоге не выигрывают ни заготовительные организации, ни краевая казна, лишающаяся значительной части налогов. Та же самая ситуация и с заготовкой кедровых орехов.
Несмотря на молодость, экономические трудности, коллектив ООО “Яковлевский райзаготохотпром” вдохнул жизнь в понятие “кооперация” на селе.
- Дело вряд ли бы стронулось с мертвой точки, если бы не коллектив, - считает Анна Ивановна. - Те, кто поначалу думал, что здесь можно получать деньги, не работая, пьянствуя, отсеялись. За несколько лет у нас сложилась настоящая команда единомышленников. В период заготовок работаем в цехе бок о бок, независимо от занимаемой должности. Какие-либо решения также принимаем вместе, вот в этом кабинете. Если в предложении есть резон, берем на вооружение. В этом году, к примеру, наши женщины дома посеяли рассаду помидоров, сладкого перца, баклажанов. Высадим их на своих полях, будем использовать при консервировании. В прошлом году посадили кукурузу. Получили 11 тонн для подсобных хозяйств своих работников. В этом году планируем посадить и сою. Уже заготовили семена. Решили на будущий год вырастить картофель на реализацию. Договорились с частником, у него есть сеялка, культиватор, у нас тракторы. Скооперировавшись, мы облегчим задачу себе и ему. В этом году планируем запустить пилораму. Будем готовить бочкотару из заготовленного собственными силами леса.
Привлекли мое внимание красивые деревянные изделия: полочки, подцветочники, панно из бересты.
- Это тоже одно из направлений работы нашего предприятия, - говорит Анна Ивановна. - Мы заключаем договоры с местными умельцами на изготовление изделий народного промысла, призванных украсить наш быт, а также на всевозможные полезные в хозяйстве мелочи. Эта сторона деятельности дает, во-первых, небольшую прибыль. Во-вторых, наши сельские умельцы копейку зарабатывают, что в деревне, где каждый второй - безработный, существенно. И если руководители предприятий, работающих в селах, будут думать не только о рентабельности, но и о том, как дать землякам заработать, возможно, российские деревни смогут встать с колен.
Автор: Елена МАНИНА, "Владивосток"