Пароходы ценою в 1 доллар

Прокурор Приморского края Валерий Василенко предъявил в Первомайский районный суд иски в защиту интересов акционеров ОАО “Востоктрансфлот”. Как сообщает пресс-служба прокуратуры Приморского края, поданный иск носит мудреное название “О применении последствий недействительности ничтожных сделок по отчуждению судов “Востокрыбхолодфлота” иностранным компаниям”.

25 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №775 от 25 апр. 2000

Прокурор Приморского края Валерий Василенко предъявил в Первомайский районный суд иски в защиту интересов акционеров ОАО “Востоктрансфлот”. Как сообщает пресс-служба прокуратуры Приморского края, поданный иск носит мудреное название “О применении последствий недействительности ничтожных сделок по отчуждению судов “Востокрыбхолодфлота” иностранным компаниям”.

На самом деле сделки купли-продажи заключались с нарушениями российского законодательства. Посему и являются “ничтожными”. Соответственно правильность отчуждения судов должна быть тщательно проверена, пока же необходимо вернуться к исходной точке.

Речь в прокурорском иске идет о событиях начала 90-х годов. В 1992-95 годах в Панаме бывший начальник управления тогда еще “Востокрыбхолодфлота” Владимир Мистюк заключил договоры о продаже шести находившихся в государственной собственности судов кипрским и панамским компаниям. Цена за эти суда была определена просто фантастическая. Четыре из них ушли по 1 доллару (!) за штуку, еще два - по 100 долларов. После этого суда были исключены из Государственного судового реестра РФ и зарегистрированы покупателями в судовых реестрах соответствующих стран.

Между тем, по мнению прокуратуры Приморского края, указанные договоры заключены Владимиром Николаевичем Мистюком с нарушением закона, так как при заключении данных сделок не было получено разрешение Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом.

В действительности суть сделок была в том, чтобы поменять на судах государственные флаги и передать их в залог группе шотландских банков под обеспечение кредита на приобретение новых судов. Фактически же эти суда ОАО “Востоктрансфлот” в 1995 году передал панамской компании “САТ” в эксплуатацию на 8 лет. В настоящее время они находятся в залоге у иностранных компаний и банков.

Поэтому прокурор Приморского края и предъявил иски с требованиями вернуть стороны по сделке в первоначальное положение, обязать иностранные компании возвратить “Востоктрансфлоту” суда, обязать “Востоктрансфлот” вернуть иностранным компаниям уплаченную за суда “огромную” сумму - 204 доллара.

Вместе с тем в ноябре прошлого года иностранные владельцы судов обратились в Арбитражный суд Приморского края с исками о признании права собственности на спорные суда, и уже в декабре последний удовлетворил их требования, не проверив действительность сделок купли-продажи.

Учитывая, что нахождение судов в чужом владении может повлечь за собой их незаконное отчуждение, прокурор просил Первомайский суд наложить запрет на отчуждение судов ответчиками или другими лицами и запретить капитанам портов и иным государственным учреждениям оформлять отход судов из портов Российской Федерации.

Что касается решений Арбитражного суда, то прокурор края в пределах своих полномочий обратился в Генеральную прокуратуру РФ с представлением об опротестовании данных судебных постановлений как незаконных. По мнению прокуратуры края, они должны быть отменены и направлены на новое рассмотрение.