Акция “В”: беспризорные дети
На вопросы наших читателей по “Прямой линии” отвечает Валентина Кугаевская, ответственный секретарь краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - старейшего социального института помощи детству. Валентина Кугаевская, педагог и юрист по образованию, 30 лет работает в этой области и знает о проблемах беспризорных подростков не понаслышке.
На вопросы наших читателей по “Прямой линии” отвечает Валентина Кугаевская, ответственный секретарь краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - старейшего социального института помощи детству. Валентина Кугаевская, педагог и юрист по образованию, 30 лет работает в этой области и знает о проблемах беспризорных подростков не понаслышке.
- Алло, “Прямая линия”? Меня зовут Валентина Ивановна, живу на ул. Тунгусской. Звоню по конкретному вопросу: куда можно привезти и устроить беспризорника? К нам в дом частенько приходит попрошайничать пацаненок лет 10, Женька. Говорит, что из Артема. Домой возвращаться не хочет - боится, родители будут бить по пьянке.
- Если мальчик действительно из Артема - все его проблемы нужно решать по месту жительства. Вы его фамилию не узнали?
- Да кто ж ее скажет.
- Иногда случается. Первое, что нужно сделать, - привезти парня в центр временной изоляции для малолетних правонарушителей, который находится на ул. Амурской, 19а (тел. 25-29-23). Не бойтесь такого “страшного” названия. Именно этот центр пока занимается проблемой бродяжек. Здесь в течение нескольких дней узнают с полной достоверностью, кто этот мальчик, откуда, кто его родители. Но в первую очередь отмоют, накормят, окажут первую медицинскую помощь, здесь даже уроки ведутся. А когда все будет выяснено, ребенком займется комиссия по делам несовершеннолетних, отдел народного образования - словом, все заинтересованные службы. С тем, чтобы определить его дальнейшую судьбу.
- Слышала, что малолетних бомжей в скором времени будут отправлять на воспитание в воинские части. Это правда?
- Начну с того, что этих детей мы не можем называть бомжами. Они временно остались без догляда, без призора взрослых, поэтому их называют беспризорниками.
Что касается сути вопроса, действительно, 14 февраля сего года вышло постановление правительства за № 124 “Об утверждении положения о зачислении несовершеннолетних граждан РФ в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия”.
- Вы знаете, на этот счет у меня есть сомнения. Ладно, пацанов там накормят, приучат к дисциплине. Но ведь у армии столько своих проблем. Та же дедовщина, а сколько извращенцев. Таким детям в первую очередь педагог нужен, психолог.
- Ваши опасения в чем-то, наверное, оправданны. Но я все-таки постараюсь их развеять. Этот вопрос сейчас изучается на всех уровнях, педагогами, военными, медиками, работниками социальных служб. В мае в правительство должен быть представлен проект положения о статусе воспитанника воинской части. Сейчас лишь доподлинно известно, что им может стать мальчик в возрасте от 14 до 16 лет, сирота или оставленный без попечения родителей, при этом он должен иметь группу здоровья не ниже второй.
Впрочем, в каждой конкретной ситуации вопрос, понятно, будет решаться исходя из обстоятельств дела, но исключительно в интересах подростка. Часть обязана не только отправить его в школу, но и следить за здоровьем сынка, кормить, одевать (на это должны быть выделены бюджетные деньги), воспитывать - словом, стать ему семьей. Думаю, что сами военнослужащие при этом станут относиться к мальчишкам как к младшим братьям - и не обижать их будут, а защищать. Мне в это верится.
- Слышала от соседки, Марии Егоровны, что в детский дом с энурезом не берут. А куда же тогда деть ребенка, если родителей нет, а он больной?
- В детский дом. Ребят туда берут всех, кто в этом нуждается. Больных - лечат. Другое дело, как бы много детских домов мы ни открывали - мест в них пока катастрофически не хватает. В Приморье сегодня три тысячи детей, оставшихся без родительского тепла.
А вот в спецшколу и в спецучилище с таким диагнозом действительно не берут - таковы правила. Но это не значит, что они вечные.
- Я сама воспитываю дочь, и, слава богу, она уже стала студенткой, правда, чего мне это стоило! Меня вот что возмущает - почему все проходят мимо мамашек, которые сидят на улице и держат при себе детей, гробят их, калечат, чтобы заработать себе на жизнь таким простым и легким способом. Почему бы детей у них не забрать, а самих мамаш не заставить принудительно работать - пусть перечисляют средства на их содержание. И вообще пора бы снова принять закон о тунеядстве.
- Спасибо за такую неравнодушную позицию. Как вас зовут?
- Татьяна Александровна Кузнецова.
- Должна сказать, вопрос о должном спросе с горе-родителей задают сейчас очень многие. Поэтому, уверена, он будет как-то решаться. Увы, пока есть не так много средств воздействия на них. О чем говорить, если многие пьяницы-родители спят и видят, когда детей у них заберут, по комиссиям таскать перестанут и дадут жить в свое удовольствие.
- Дети имеют свойство вырастать. Весь ужас ситуации в том, что когда вырастут - многие пойдут тем же путем. А если им не дадут милостыню - тогда они отправятся грабить: нас с вами, наших детей.
- Увы, здесь с вами тоже не поспоришь. Государство как может реагирует на создавшуюся ситуацию. Пять лет назад в нашем крае начали открывать приюты для подростков, социально-реабилитационные центры. За это время в них побывало свыше 8 тысяч детей. В этом году во Владивостоке откроется новый городской социально-реабилитационный центр на 75 мест, из которых 20 отдадут ребятам из края. Беспризорщина стала настоящим бичом для сельской местности, где уровень жизни гораздо ниже, чем в городе. Еще один центр на 30 мест откроется на ст. Океанская. Но и этого мало. Страну захлестывает третья волна беспризорщины, и предстоит сделать очень многое, чтобы ее погасить.
- Я Светлана Васильевна. У нас был такой случай. Мать посадили, отец еще раньше умер. Дочерей отправили в детский дом. Сейчас в их бывшей 3-комнатной квартире кто-то живет. А куда денутся дети, когда выйдут из детдома?
- По закону право на жилплощадь в таком случае за детьми сохраняется. Эти вопросы находятся на контроле у соответствующих служб, в первую очередь у инспектора по охране прав детства отдела народного образования. Конечно, им необязательно должны вернуть эту квартиру, но обеспечить жильем, причем в соответствии со всеми законодательными нормами, обязаны.
- Одно время так много “трубили” о домах семейного типа. Сейчас узнаю, что на весь край их осталось всего шесть. А во Владивостоке такого дома вообще нет.
- На этот вопрос вы, наверное, и сами ответите. Экономическая ситуация в стране сложная. Государство стало меньше помогать таким домам, а сами они, понятно, выжить не могут. Сейчас в крае разрабатывается новая программа “Приемная семья”. Насколько мне известно, есть уже 18 семей, которые готовы принять обездоленных детей. Подробнее об этом можно узнать, позвонив по тел. 22-04-00.
- Ваша организация принимает какое-нибудь участие в судьбе азербайджанских беженок, вернее, их несчастных детей, которых они заставляют просить милостыню.
- Этим занимается миграционная служба, хотя, конечно, такая проблема касается всех и каждого.
- Слышала, что беспризорными детьми занимается сейчас даже отдел народного образования. А он-то что может с ними сделать?
- Как что? Самое главное может сделать - усадить детей за парту. В прошлом учебном году свыше тысячи детей не пришли в школу - это во многом вина педагогов. У них есть знания и очень много рычагов воздействия на таких ребят, они первыми должны бить тревогу и подключать к решению этой проблемы, если потребуется, социальные службы, милицию.
- Валентина Казимировна, мне очень нужно с вами поговорить. Мое дело очень щекотливое, по телефону его не обсудишь. Как с вами связаться?
- Мой телефон 22-52-52. Звоните непременно, всем, чем смогу, помогу. А вообще у нас во Владивостоке есть телефоны доверия, тоже запишите: 42-85-10, 42-85-01.
- Спасибо!
За этими бесстрастными цифрами статистики - сегодняшнее голодное, безграмотное, вороватое лицо беспризорного детства. Наша боль, стыд, трагедия на пороге ХХI века.
В прошлом году на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в крае было рассмотрено 11810 дел. Более 50 процентов из них имели отношение к школьникам. Каждый десятый из них был без определенных занятий. Каждый пятый употреблял спиртные напитки.
536 детей было изъято из неблагополучных семей в связи с угрозой их жизни и здоровью.
Возбуждено 37 уголовных дел в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию своих детей.
Рост преступности среди несовершеннолетних в прошлом году увеличился по сравнению с предыдущим на 2,2 процента.
К началу учебного года в 1999-м за школьную парту не сели 1215 детей в возрасте от 7 до 15 лет. 244 ребенка не смогли продолжить образование из-за тяжелого материального положения родителей.
178 подростков, состоящих на учете, вообще не имеют начального образования.
Ежегодно возрастает число подростков, совершивших преступления до достижения возраста уголовной ответственности. В 1999 г. было зарегистрировано 1329 таких общественно опасных деяний. Малолетки в основном занимаются воровством. Почти 63 процента таких преступлений - это кража продуктов питания...
Общественно-политическое движение “Авангард” искренне поддерживает акцию “В” “Беспризорные дети” и готово оказать поддержку в претворении в жизнь постановления “Об утверждении положения о зачислении несовершеннолетних граждан РФ в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия”.
Политсовет движения “Авангард” принял решение помочь командирам воинских частей и за счет собственных средств оплатить стоимость пошива комплекта обмундирования первым двум сынам полка, зачисленным в воинскую часть.
Мы считаем, что никто не поможет России, пока она сама себе не поможет. И если государственная власть стала реально подходить к решению назревших проблем, следует объединить все здоровые силы общества и помочь ей в этом.
Автор: "Прямую линию" записала Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий Федорченко (фото), "Владивосток"