Два капитана

Я держу в руках увесистый альбом под названием “Два капитана”. В нем не только фотографии, но и документы, письма, вырезки из газет. Вся жизнь капитанской династии Пудовкиных, весь XX век. Если на карту мира нанести маршруты их рейсов, то свободного места не останется - разве что в Антарктиде. Альбом, бережно собранный Пудовкиным-младшим, которому сейчас уже за 70, - это сама история. История нашей страны, Дальнего Востока, Дальневосточного морского пароходства...

21 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №774 от 21 апр. 2000

Я держу в руках увесистый альбом под названием “Два капитана”. В нем не только фотографии, но и документы, письма, вырезки из газет. Вся жизнь капитанской династии Пудовкиных, весь XX век. Если на карту мира нанести маршруты их рейсов, то свободного места не останется - разве что в Антарктиде. Альбом, бережно собранный Пудовкиным-младшим, которому сейчас уже за 70, - это сама история. История нашей страны, Дальнего Востока, Дальневосточного морского пароходства...

ОТЕЦ

Александр Герасимович Пудовкин родился в Николаевске-на-Амуре в 1900 году. 16-летним юношей приехал во Владивосток - поступать в знаменитое училище дальнего плавания. В море Саша впервые пошел в 17-м году в должности “своекоштного матроса” парохода “Колыма”, диплом штурмана дальнего плавания получил через два года. И начались морские дороги будущего капитана: 1923-25 годы - пароход “Индигирка”, штурманский ученик, затем

3-й помощник; 1926 год - “Томск”, потом “Ставрополь”, “Роза Люксембург”... В 1927 году молодой штурман женился. Его избранницей стала 19-летняя Мария, только что окончившая “коричневую” гимназию. А через год появился на свет сын Юрий.

Пудовкин-старший диплом на звание капитана дальнего плавания получил в июне 1929 года. К тому времени он уже избороздил все дальневосточные моря. В 1930 году в США было решено приобрести подержанные суда типа “Лейка”. Тогда-то, выехав на приемку парохода под названием “Бурят”, старпом Пудовкин совершил кругосветное путешествие. Сначала до Москвы поездом, а потом на судах по маршруту Лондон - Саутгемптон - Нью-Йорк - Бостон - Гавайи - Япония - Владивосток.

Конечно, жизнь безоблачной не была. 1931 год для Александра Герасимовича стал памятным первой (и единственной в его капитанской карьере) аварией. Вот как об этом сообщала газета “Красное знамя”: “28 февраля пароход “Приморье” сел на мель около Красного мыса. Авария произошла ранним утром. Возвратившийся из Иокогамы п/х “Тов. Красин” был предупрежден телеграммой о бедствии “Приморья”. “Красин” подошел к Красному мысу с намерением снять “Приморье” с мели, но все попытки... окончились неудачей. 1 марта на помощь “Приморью” из Владивостока вышел “Добрыня Никитич”. Некоторое время Пудовкин-старший даже провел в тюрьме на Партизанском проспекте, но потом был оправдан.

В 1936 году - новое место: трест “Дальморзверпром”. В этом году Александр Герасимович стал известен в масштабе СССР - по крайней мере, о нем неоднократно писала газета “Правда”. Необходимо было перегнать Северным морским путем зверобойные деревянные суда “Капитан Поспелов” и “Капитан Воронин” - по 135 тонн грузоподъемности, с парусами и двигателями в 200 сил каждое. Командовать “Капитаном Ворониным” было поручено капитану Пудовкину.

В семейном альбоме сохранились пожелтевшие от времени вырезки из “Правды”. Вот информация от 26 июля 1936 года: “Поздно ночью, при свете незаходящего солнца, вышли из Мурманска в сквозной полярный рейс Мурманск - Владивосток зверобойные шхуны “Капитан Воронин” и “Капитан Поспелов”. И сообщение от 3 октября 1936 года: “Сегодня утром в Петропавловск прибыла зверобойная шхуна “Капитан Поспелов”, пришедшая из Архангельска. Вечером ожидается прибытие в порт второй шхуны “Капитан Воронин”. Это - первые суда, прошедшие в навигацию текущего года Северным морским путем”.

Между двумя заметками уместился небывалый по срокам и полный реальных опасностей рейс сквозь арктические льды. Но и путь до Владивостока тоже оказался нелегким. В Охотском море шхуна “Капитан Воронин” попала в сильный шторм, и пришлось даже выбросить за борт часть палубного груза, чтобы спасти судно. Во Владивосток Пудовкин прибыл лишь 25 октября. Знаменитый полярный исследователь В. Ю. Визе потом напишет:

“В 1936 году весь Северный морской путь прошли небольшие моторно-парусные боты “Капитан Поспелов” (Г. П. Фонарев) и “Капитан Воронин” (А. Г. Пудовкин). Суда последнего типа прошли по всей трассе в одну навигацию впервые... Эти небольшие боты вписали славную страницу в историю советского мореплавания”.

А жизнь между тем шла - год за годом, продолжалась и капитанская карьера Пудовкина-старшего. В 1939-40 годах Александр Герасимович трудился в Астрахани капитаном судна “Дагестанец”. Там же, на Каспии, отработал все военные годы; потом был морским инспектором, главным капитаном флота. В 1947 году Александра Герасимовича пригласили в Литовскую ССР, где он помогал восстанавливать рыбную промышленность. Умер Пудовкин-старший в 1979 году в Клайпеде, там и похоронен. Далеко от родных дальневосточных берегов...

СЫН

В свой первый настоящий рейс Пудовкин-младший сходил с отцом на РТ “Палтус” в 1933 году. Было тогда Юре 5 лет... Потом бывал в море в 1935 году на “Тобольске”, в 1938-м - на “Тунце”. Так что со всей спецификой морской жизни Юра познакомился более чем рано. Сейчас он говорит: “Я еще в детстве решил, что обязательно стану капитаном - как отец. И все, что нужно, я для этого делал”.

В 1947 году окончил школу в Саранске, у бабушки, - и сорвался в свой родной город, поступать во Владивостокское высшее моручилище (будущее ДВВИМУ). Из полутысячи желающих стать моряками занятия начали только 75 человек. Были среди них такие твердо выбравшие морскую дорогу в жизни, как Арнольд Кремс, сын известного капитана; были и те, кто потом отошел от этой профессии. Так, учившийся вместе с Юрием Пудовкиным Лев Князев стал известным писателем. Судьба...

В марте 1953 года Пудовкин-младший получил диплом об окончании ВВМУ. А в дополнение к “корочкам” - прозвище Умник , что, наверное, тоже о многом говорит... Потом была обычная для тех времен морская карьера. Пароход “Находка”, 3-й помощник капитана, Арктика. На “Находке” Пудовкин-младший под руководством “настоящего капитана” М. М. Гамаюнова к 1955 году дорос до должности старпома. В 1956 году Юрий Александрович получил диплом капитана дальнего плавания. Начало капитанской службы - ноябрь 1958 года, теплоход “Иван Бабушкин”. Были еще “Войков”, “КИМ”, “Кемерово”... Опять порты Чукотки и Арктики, самовыгрузка угля и муки, льды и шторма.

С 1960 года восемь лет провел на капитанском мостике теплохода “Ванино”. В 1965 году работал с рыбаками в Охотоморской экспедиции, на западной Камчатке, тогда же пришлось везти из Магадана “спецгруз” - 38 тонн золота. 1966-67 годы - воюющий Вьетнам, порты Хайфон, Хонг-гай, Камфа. “Ванино” бомбили, порой прямо над судном сбивали американские самолеты. Совсем другим запомнился декабрь 1967 года: открытием знаменитой “Феско-Индия-Лайн” по маршруту Япония - Гонконг - Сингапур - Индия. Первым на ней был “Ванино”, и встречали его везде с уважением. Кстати, эта линия - можно сказать, что с легкой руки капитана Пудовкина - просуществовала почти 30 лет...

С возрастом и опытом должности стали повыше. С марта 1973 года по приглашению В. П. Бянкина, начальника пароходства, пять лет был заместителем начальника управления международных линий. Работа с инофирмами, многочисленные заграничные командировки. С 1978 года Пудовкин - представитель “Совинфлота” в Малайзии. Это уже натуральная “буржуазная” жизнь: игра в гольф, членство в престижных клубах, приемы. Был знаком с Мухаммедом Мохатхиром, будущим премьер-министром Малайзии, со многими бизнесменами и политиками, не говоря уж о советских знаменитостях: академиком Петром Капицей, космонавтом Виталием Севастьяновым.

Выход на пенсию - 1993 год - покоя не означал. На “Пионере Чукотки” снова, как в молодости, пошел в Арктику. Снова названия, знакомые с юности: Индигирка, Колыма, Тикси, Певек... На последних листах альбома Юрий Александрович поместил последнюю свою капитанскую радиограмму:

“Прибытие в Посьет 12.3. 1995 года”. В 1997 году, как бы подводя итог морской карьере капитана Пудовкина-младшего, ему присвоили звание “Почетный работник морского флота”. Но и сейчас Юрий Александрович спокойной жизнью не живет. Работает консультантом, состоит в Дальневосточной ассоциации морских капитанов, недавно вступил в Общество изучения Амурского края.

Альбом под символическим названием “Два капитана” будет представлен этим летом на второй владивостокской биеннале в рамках конкурса, который так и называется - “Семейный альбом”. А потом, наверное, попадет в архив ОИАК. Потому что память должна жить вечно. Потому что такая жизнь - это наша история...

Снимки из архива Ю. А. Пудовкина

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, специально для "В".