Вербное воскресенье
23 апреля православный мир отмечает большой христианский праздник - Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. После него начинается Страстная неделя, отмечаемая строжайшим постом. А в Вербное воскресенье еще можно есть рыбу и все блюда приправлять растительным маслом.
23 апреля православный мир отмечает большой христианский праздник - Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. После него начинается Страстная неделя, отмечаемая строжайшим постом. А в Вербное воскресенье еще можно есть рыбу и все блюда приправлять растительным маслом.
В дни перед главным иудейским праздником Пасхой Иисус Христос приблизился к Иерусалиму. Подойдя к горе Елеонской, он послал своих учеников, чтобы те привели ему молодого осла, сел на него и въехал в город в сопровождении множества народа. Люди устилали ему путь одеждой и ветвями деревьев и славили его. Осел в качестве транспортного средства символизировал кротость и миролюбие Христа. Толпа приветствовала его как мессианского царя.
Вспоминая это событие, церковь видит в нем шествие Господа для принесения себя в жертву за грехи мира и приносит ему хвалу как победителю смерти. Особенности праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение на утрени вайи - финиковых, пальмовых веток, а в России - вербных. Отсюда и народное название - Вербное воскресенье.
В этот день, возвратясь домой после освящения вербы, легонько стегали ею друг друга, говоря: “Не я бью - верба бьет”. Это делалось, чтобы человек был здоровым, а ребятишек трогали вербой, чтобы они быстро росли. Того, кто проспит заутреню, стегали посильнее, приговаривая: “Вербохлест - бей до слез!”.
Освященной вербе приписывалась целебная сила. Поэтому от лихорадки съедали девять почек или сережек, клали вербу в воду, в которой купали больного ребенка.
Освященной вербой ударяли впоследствии скотину при первом выгоне в поле. Чтобы предохранить скот от болезней, втыкали ее в дверь хлева, а во время грозы ставили на окнах для оберега от грома. Считалось также, что присутствие вербы надежно защищает дом от всякой нечистой силы.
Автор: Людмила ПЕТРОВА