Город, к которому швартуются судьбы
О Владивостоке сегодняшнего дня и перспективах его развития наш корреспондент беседует с главным архитектором города Андреем Сигидиным.
О Владивостоке сегодняшнего дня и перспективах его развития наш корреспондент беседует с главным архитектором города Андреем Сигидиным.
Владивосток относится к уникальнейшим градостроительным образованиям не только Дальнего Востока и России, но и планеты. Мало кто знает, что наш город эксперты ЮНЕСКО включили в первую десятку перспективных городов мира. К этому выводу они пришли, оценив геополитическое и природно-климатическое расположение, обеспеченность морскими, железнодорожными и автомобильными коммуникациями, производственными, научными и природными ресурсами. С этим потенциалом краевой центр вступил в третье тысячелетие. Однако владивостокцев интересует, как будет развиваться Владивосток уже в ближайшие годы. С этим вопросом наш корреспондент обратился к главному архитектору Владивостока Андрею Сигидину.
- Кто-то из журналистов назвал Владивосток городом, к которому швартуются корабли, - сказал Андрей Сигидин. - Могу продолжить мысль - к нему швартуются людские судьбы. Именно на этом формируется настоящий приморский характер, который, в первую очередь, отличается беззаветной любовью к своему городу и краю.
- Мне кажется, что этот естественный патриотизм должен каким-то образом закрепляться соответствующим отношением со стороны городской администрации?
- Несомненно. Именно от ее действий зависят качество жизни горожан, их уверенность в завтрашнем дне. Могу отметить, что в основе этих чувств должны лежать взаимопонимание и уважение. А поскольку сейчас во Владивостоке проживает 654 тысячи человек (данные 1999 г.), то иногда возникают ситуации, которых можно было бы избежать.
- То есть?
- Поясню. Любое градостроительное образование формируется согласно генеральному плану. Собственно говоря, до определенного момента особых проблем у городских властей не возникало. 130 лет Владивосток развивался как город-крепость, как основная база Тихоокеанского флота. Специалисты Ленгипрогора, работая над четвертой редакцией генплана, утвержденной в 1989 году, не могли предполагать, что огромная страна породит такие образования, как республики СНГ, изменится не только военная доктрина России, но и статус Владивостока: он неожиданно превратился из крепости в открытый город, который посещают десятки тысяч российских и иностранных туристов, где работает свыше 150 совместных предприятий.
- И вы оказались не готовы к новой реальности?
- Разве только мы? Собственно, вся страна до сих пор переживает шок 91-го года. А градостроительная ситуация во Владивостоке усугубилась еще и тем, что концепцию развития города следовало пересматривать коренным образом.
- Поясните...
- Вся наша деятельность регулируется законами и подзаконными актами. Поскольку генплан и является таким законом, было решено радикально пересмотреть его концепцию, разработать новые подходы в развитии территорий города, которые позволили бы обеспечить нормальную жизнь горожан, стабилизацию, а затем и рост экономических показателей.
- Вы хотите сказать, что на сегодняшний день Владивосток развивается не по закону, а вопреки ему?
- Да, такова парадоксальность ситуации, и мы должны ее воспринимать как данность.
- Не означает ли это хаос, из которого потом придется выбираться с немалыми моральными и материальными издержками?
- Не будем драматизировать ситуацию. Проблемой занимаются профессионалы. К работе над пятой редакцией генплана предполагается привлечь не только архитекторов Петербурга, Москвы, но и наших специалистов. За последние годы уровень их мастерства резко возрос, а знание местной специфики позволяет избежать лишних доработок, тем более что координирующая роль возложена на городское управление архитектуры и градостроительства.
- Андрей Леонидович, обыкновенному жителю, думаю, малоинтересны внутренние проблемы архитекторов, проектировщиков и других представителей вашего цеха. Их интересуют вещи конкретные, утилитарные: работа, жилье, отдых и так далее.
- Я совершенно согласен и с вами, и с владивостокцами. Мы наметили для себя план работы, состоящий из 15 пунктов, каждый из которых поможет разрешить наиболее животрепещущие вопросы.
- Давайте начнем с наиболее болезненной проблемы - жилищной. Насколько мне известно, в улучшении жилищных условий нуждается около 50 тысяч семей...
- И если учесть, что в среднем такая семья состоит из трех человек, то с уверенностью вычислим такую цифру - 150 тысяч владивостокцев хотели бы изменить качество своей жизни.
- Реально удовлетворить их потребности в обозримом будущем?
- Скажу сразу, что бюджетное строительство жилья не только во Владивостоке, но и в других городах федерации практически свернуто. Даже бюджет страны не предусматривает таких расходов. Я уже не говорю о бюджете нашего города.
- Вы хотите сказать, что ситуация тупиковая?
- Не будем торопиться с выводами. Строительство жилых домов ведь не прекращается вовсе. В городе появились довольно комфортные жилые образования, планируется точечное строительство, разрабатываются планы реконструкции существующего фонда.
- И откуда же берутся деньги на все перечисленное?
- Путей несколько. В первую очередь мы сейчас рассчитываем на инвесторов, которые делают свой бизнес на строительстве жилья. Но надо сказать откровенно, вкладывая деньги, инвесторы рассчитывают на скорую и немалую прибыль. Вот почему во Владивостоке появилось немало домов с повышенной комфортностью квартир практически на любой вкус.
- Вкус одно, а вот цены на эти квартиры - совсем иное. Одно с другим как-то не очень стыкуется...
- Согласен. Цены действительно в элитных домах весьма высоки. Квадратный метр такой застройки продается в пределах 600-700 условных единиц. Можно купить квартиру и подешевле, за 400 у. е. В малоэтажной застройке стоимость квадратного метра еще ниже - 250-300 условных единиц.
- Андрей Леонидович, давайте будем реалистами... При средней зарплате в 1800-2000 рублей людям трудно замахиваться на квартиру стоимостью в 25 тысяч долларов.
- Думаете, краевая и городская администрации не понимают этого? Прекрасно понимают. Ведь развитие жилищного и промышленного строительства помогло бы возродить весь строительный комплекс города и края, промышленность строительных материалов. Именно поэтому очень внимательно рассматриваются возможности ипотечного кредитования, различные программы, предусматривающие иные варианты решения острой проблемы. К сожалению, приходится отметить, что ипотечное кредитование идет достаточно трудно, поскольку предусматривает долгосрочное вложение финансов, а их, как всегда, не хватает.
Каким-то образом разряжает обстановку рынок вторичного жилья, но это паллиативный вариант, поскольку означенный рынок существовал и будет существовать всегда. Здесь цены намного ниже, и семья со стабильным заработком может позволить себе улучшить жилищные условия.
- Но в городе масса льготников, к которым относятся не только ветераны Великой Отечественной войны, но и участники различных межрегиональных конфликтов, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, да и просто больные люди, которым государство обязалось помогать. Как с ними обстоят дела?
- Я не могу сказать, что городская администрация устранилась от решения проблемы. Из бюджета выделяются определенные суммы, на которые закупается по себестоимости определенное количество квартир. Их немного, но финансовое состояние городской казны пока не позволяет кардинально изменить ситуацию.
- Мы с вами говорили о вторичном рынке жилья. В основном на нем предлагаются квартиры в домах морально и физически устаревших.
- Назрела острейшая необходимость реконструкции таких домов, а то и их полного сноса, освобождаются площади для нового строительства. В стране существует подобный опыт, который в основном базируется на практике московского мэра Юрия Лужкова. Но не будем о финансовых возможностях белокаменной и нашего краевого центра. Они просто не сопоставимы, да и единовременные затраты так велики, что реконструкция пятиэтажек требует специальной программы.
К слову сказать, архитекторы и строители Владивостока готовы в сжатые сроки приступить к реализации такой программы, но необходим заказчик, обладающий законодательными и финансовыми возможностями. Проблему так или иначе решать придется, поскольку старое жилье вплотную приблизилось к порогу своего износа.
- В архитектуре есть такое понятие, как “городская среда”. Оно довольно обширно и включает в себя немало компонентов, от которых зависят комфортность проживания людей, их настроение и даже работоспособность. В значительной степени эта среда формируется за счет цветового оформления жилых и общественных зданий, продуманного размещения рекламных плакатов и вывесок, пресловутых малых форм, которые включают в себя остановки общественного транспорта, киоски мелкорозничной торговли, скамейки и даже урны. Вы уж простите, но, как мне кажется, с этим во Владивостоке не все благополучно.
- Видит бог, вы правы. Меня и самого беспокоит состояние наших улиц и площадей. Я не собираюсь оправдываться, но к этому есть определенные организационные причины. Если в прошлом служба главного архитектора на законных основаниях координировала всю работу на территории города - а она составляет примерно 300 квадратных километров, - то теперь формирование художественного облика города передано в ведение районных архитекторов.
- И они не подчиняются главному архитектору города?
- Увы. Более того, у нас нет даже штатной единицы главного художника, который бы мог проводить соответствующую политику в масштабах города. Мне кажется, что жизнь заставит нас вернуться к прежней организационной схеме, что позволит наиболее эффективно работать над эстетикой городской среды.
- Я не зря перевел разговор на проблемы улиц города. Давайте рассмотрим их как транспортные артерии Владивостока...
- Больная тема, и чтобы ее прояснить, вернусь к генплану 1989 года. Он предусматривал, что к 2000 году во Владивостоке будет 125 автомобилей на тысячу жителей. А по данным 1998 года, эта самая тысяча жителей имеет уже 308 автомобилей, т. е. превышение от расчетной цифры составляет 2,5 раза. При этом надо учитывать еще и то, что ежегодно у нас регистрируется примерно 250 тысяч автомобилей. Транспортные потоки вносят крайнюю нервозность на дорогах, повышается уровень аварийности, сами дороги не выдерживают сверхнагрузок, и как результат - многокилометровые пробки, от которых страдают не только автомобилисты, но и “безлошадные” граждане. Экологическая обстановка в городе крайне негативная.
- Есть выход?
- Выход всегда есть. В администрации разработана серьезная программа реконструкции существующих магистралей и строительства новых. Она крайне затратная, но если откладывать ее реализацию, то Владивосток будет поражен транспортным склерозом.
Сейчас рассматривается вопрос строительства автомагистрали от фабрики “Заря” до выхода на улицу Маковского в районе Океанской. Техническая документация готова, из Дорожного фонда выделены деньги, и хочется надеяться, что в скором времени начнется ее строительство. Это будет пятиполосное шоссе, где средняя полоса будет служить нуждам спецтранспорта, а в часы пик позволит регулировать транспортные потоки.
- Вы не забыли о путепроводе от улицы Некрасовской до остановки “Молодежная”?
- Как же, забудешь об этом. Он был построен в шестидесятых годах и по тому времени был весьма полезным сооружением. Теперь, надо признать, он крайне устарел и в немалой степени является причиной наших знаменитых пробок. Тем не менее задача решаема и кардинальным способом. Рядом с существующим путепроводом планируется начать строительство нового, который впоследствии примет на себя основную транспортную нагрузку. Одновременно будем заниматься реконструкцией “старичка”. В городской и краевой прессе немало уже писали о том, что прорабатывается вариант временной транспортной магистрали через территорию нефтебазы на Первой Речке. Но должен отметить - положительное решение возможно при соответствующем финансировании. Я приведу только две цифры, которые наглядно демонстрируют сложность задачи. Стоимость реконструкции путепровода - 4,5 миллиарда рублей. А годовой бюджет Владивостока составляет чуть более 2,5 миллиарда рублей.
- Тупиковая ситуация...
- Не скажите. Дело в том, что инвестиционные перспективы у Владивостока крайне привлекательны. Со своими предложениями на городскую администрацию выходят не только отечественные бизнесмены, но и зарубежные. Возможностями вложений немалых средств интересуются представители делового мира из Китая, Кореи, США и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Несколько мешает экономическая и политическая нестабильность в Российской Федерации, но, на мой взгляд, ситуация войдет в приемлемые параметры, и тогда в полной мере можно будет воспользоваться иностранными и отечественными кредитами на самых выгодных условиях. Объемы строительства могут быть огромными. Только возведение транспортных переходов через бухту Золотой Рог потребует существенных вложений, а отдача от их эксплуатации делает весьма привлекательными любые финансовые телодвижения.
- Андрей Леонидович, как скоро можно ожидать подвижек в решении транспортной проблемы?
- Окончательно положения генерального плана будут отработаны к лету 2001 года. После этого, по традиции, мы предложим его к общественному обсуждению, а затем можно будет приступать к реальному строительству. Но не надо думать, что все начнется с чистого листа, поскольку техническая документация в большинстве своем уже готова и останется реализовать в натуре предложения проектировщиков. Еще раз повторюсь - в огромной степени положительные результаты зависят от полноценного финансирования, от состояния городской казны. Администрация над этим работает сейчас очень серьезно.
- Существенным вкладом в бюджет города могли бы быть поступления от туризма, учреждений отдыха и развлечений. На мой взгляд, здесь возможности города используются крайне низко.
- Полностью согласен с этим утверждением. Уникальная природа, удивительный ландшафт, исторические памятники делают Владивосток крайне привлекательным для туристов из разных уголков не только России, но и всего мира. Развитие баз отдыха, туристических центров как в самом городе и его пригородах, так и на островах позволит в корне изменить финансовое состояние города.
- Так уж прямо “в корне”?
- Вы зря иронизируете. Я привожу только один пример высокой привлекательности наших территорий. На Русском острове есть Ворошиловская батарея. На поверхности только башня главного калибра. Все остальное под землей. Артустановки сняты с легендарного линкора “Полтава” в 1931 году.
Одну батарею установили в Севастополе, а вторую через всю страну привезли во Владивосток. Артиллеристы долго мучились над большегрузом, поскольку переправить башни с запасными стволами и прочим оборудованием было очень непросто. Пришлось дожидаться заморозков и перетаскивать батарею по льду.
Торопились по двум причинам: крайне надоели японские эсминцы, и на открытии батареи должен был присутствовать Клим Ворошилов.
- И что же, напугали японцев, порадовали первого красного офицера?
- И то, и другое проделали в точности. Залпом крупнокалиберных орудий чуть не накрыли японский корабль, после чего наши соседи не рисковали появляться в зоне обстрела орудий, и заслужили горячее одобрение своего гостя.
Кстати, это была единственная боевая стрельба Ворошиловской батареи. Ее сестрица в Севастополе не могла вести огонь, поскольку город разрастался, и почти секретный объект оказался чуть ли не среди жилых кварталов.
- Убедили, Андрей Леонидович. Тем более что все оборонительные сооружения Владивостока являются шедеврами фортификационного искусства и представляют огромную историческую ценность.
- И на этой основе будет развиваться обширная зона отдыха Владивостока, который в скором времени может стать настоящим центром туристической индустрии Дальнего Востока. Все это предусматривают проработки генерального плана, по которому город будет развиваться в XXI веке.
Автор: Беседу вел Юрий ФЕДОРОВ, "Владивосток"