Три товарища: Невыдуманная история из жизни коммерсантов
Более пеструю компанию представить себе было трудно. Федор Дудко - бывший шофер нефтебазы, Сергей (так его имя звучало по-русски) - сын владельца Харбинского универмага и Джафар Мамедов - учитель немецкого языка из селения Урус-Мартан.
Более пеструю компанию представить себе было трудно. Федор Дудко - бывший шофер нефтебазы, Сергей (так его имя звучало по-русски) - сын владельца Харбинского универмага и Джафар Мамедов - учитель немецкого языка из селения Урус-Мартан.
Познакомились все случайно. Федор приехал в Уссурийск на китайский рынок, и Сергей попросил его подвезти товар в Находку. А Джафара, прослышав о боевых качествах чеченцев, китаец нанял телохранителем. Они сидели на кухне у Федора, ели пельмени, приготовленные Сергеем, и рассуждали о предстоящих больших делах. Китаец брал на себя доставку товаров из Харбина и организацию торговли. Федор имел два гаража и предлагал их использовать как склады. Джафар то и дело доставал из внутреннего кармана пиджака газовый пистолет и демонстрировал готовность защитить друзей от наката местной мафии. При этом он говорил китайцу:
- Сережа, я для тебя жизни не пожалею, а ты мне всего полтора лимона в месяц платишь. Нехорошо. Давай - три.
Для молодого бизнесмена слышать подобное предложение было неприятно. Китаец морщился и обещал:
- А мне твоей жизни не надо. Когда надо, я заплачу пять.
Вскоре Сергей привез из Китая тридцать ящиков водки. Вечером сложили их в гараже и отправились по уже сложившейся привычке есть пельмени. Федор, разомлев от сытного ужина и нескольких стопок, размышлял:
- Продам товар, деньги поделим пополам. Хочу дом себе строить.
Джафар горячо возражал:
- Послушай, зачем пополам, зачем не на троих? Кто жизнью рискует?
Сергей объяснил им свою позицию. Продавать товар и поделить деньги - это не бизнес. Надо возместить затраты на покупку, бензин, таможню, потом добавить чистую прибыль к оборотным средствам и приобрести еще водки. Только на пятый или шестой раз можно разделить часть прибыли.
Федора подобный ход дела раздражал. Проводив гостей, он спустился ко мне в квартиру для совета.
- Китаец что-то мудрит, - жаловался сосед на компаньона. - Денежки получит и удерет, узкоглазый, к себе в Харбин. Точно, надуть меня собирается.
- В таких делах нужно доверие, - делюсь я своим опытом. - Сергей больше твоего рискует. Деньги в товар вкладывал он, ты только подвозишь и грузишь. Я думаю, он заинтересован в долгой работе, поэтому вряд ли тебя обманет.
Рано утром следующего дня меня разбудили встревоженные китаец и Джафар. Они открыли гараж - водка пропала. Куда-то девался и сам Федька. Сергей и Джафар беспокоились, что Федор мог ночью пойти проверять склад и чего доброго погибнуть в горячей схватке с грабителями.
Пошли к жене Федьки. Та объяснила:
- Да, ночью муж отправился в гараж, потом куда-то уехал.
Разведка донесла, что Федор развез товар по бабулям, торгующим “бодяжной” водкой. Нашли его через несколько дней на собственной даче. Ворота приятелям он не открыл. А когда Сергей с Джафаром попробовали сломать запоры, Федька спустил с цепи волкодава и достал дробовик.
Китаец стал требовать, чтобы телохранитель перелез через забор для справедливой расправы с ворюгой. Джафар нерешительно топтался на месте. Федор, видя заминку в рядах нападавших, пальнул для острастки в воздух.
- Плачу пять лимонов, - пообещал Сергей чеченцу.
Джафар бегал у забора со своим газовым пистолетом, щелкал затвором, но более смелых действий не предпринимал. Федька уловил причину замешательства и еще раз пальнул из дробовика уже поверх голов.
- Плачу шесть лимонов, - повысил ставку китаец. - Нет, семь...
Но Джафар неожиданно направился к машине и завел двигатель. Обескураженный китаец подбежал к нему.
- Ты чего расселся? Деньги держи. Восемь лимонов!
Джафар обиженно поджал губы.
- На черта мне твои лимоны. Жизнь дороже. Чего с дураком связываться. Поехали, пока башка цела.
После печального опыта торговли в Находке Сергей вернулся в свой Харбин, и больше я его в городе не видел. Куда-то подевался и Джафар. Наверное, подался в Урус-Мартан учить детишек немецкому языку. Федька на проданную водку приобрел машину кирпичей - денег на большее не хватило.
Жена ругала Федора за жадность и за то, что так быстро порвал отношения с выгодным партнером.
- Езжай в Харбин, - советовала она, - пусть китаец опять товар привозит. Больше воровать не будешь. Он добрый, простит.
Автор: Владимир ЧЕТВЕРГОВ, специально для "В"