Вадим Абоносимов: В варягах не нуждаемся
Ситуация в крупнейшей судоходной компании страны - ОАО “Дальневосточное морское пароходство” - накануне очередного годового акционерного собрания вполне закономерно оказалась в центре внимания горожан. Публикуя различные точки зрения на этот счет, сегодня мы решили предоставить слово человеку, который по должности представляет не управленческий аппарат компании, а ее главный капитал - моряков. Корреспондент “В” беседует с председателем профкома плавсостава ОАО “ДВМП” Вадимом Абоносимовым.
Ситуация в крупнейшей судоходной компании страны - ОАО “Дальневосточное морское пароходство” - накануне очередного годового акционерного собрания вполне закономерно оказалась в центре внимания горожан. Публикуя различные точки зрения на этот счет, сегодня мы решили предоставить слово человеку, который по должности представляет не управленческий аппарат компании, а ее главный капитал - моряков. Корреспондент “В” беседует с председателем профкома плавсостава ОАО “ДВМП” Вадимом Абоносимовым.
- Вадим Иванович, такая компания, как ОАО “ДВМП”, по определению всегда находится в центре внимания, тем более - в морском Владивостоке. И связанные с ней слухи - о неких разногласиях среди акционеров, о якобы возможной смене руководства, об экономическом положении как таковом - тоже обсуждаются везде, как говорится, от трамвая до кухни. Вопрос в этой связи такой: как на подобные вещи реагирует плавсостав? Ведь, в конце концов, в судоходной компании нет более важного, более главного человека, чем тот, который находится в рейсе, несет вахту на мостике или в машинном отделении; потому что не кто иной, как моряк создает главные ценности компании, в том числе и ЧВВ - чистую валютную выручку. Вы - председатель комитета профсоюза, в который входит исключительно плавсостав, моряки. Вы слышите голос моря?
- Слышу, поверьте, слышу. И в первую очередь, по той причине, что в преддверии собрания акционеров - 13 апреля - будет собрание по заключению колдоговора. Честно вам скажу: флот очень нервно реагирует на заключение коллективного договора в этом году. Дело в том, что в последний раз колдоговор заключался в 1998 году, затем его просто пролонгировали. Но время-то идет, ситуация меняется, идущая полным ходом инфляция, мягко говоря, настораживает флот, семьи моряков, которые приходят и говорят: мил-человек, у нас двое-трое детей, прожить тяжело... И это все при том, что - давайте говорить честно - зарплата в пароходстве даже по владивостокским меркам весьма неплохая и выплачивается безо всяких задержек, день в день. Но все равно не хватает - вот беда-то в чем... Страшно и другое: что человек полгода поплавал, а на следующие полгода остается без работы. Дело не только в отгуле отпусков, выходных дней и т. д. Просто нет подходящего места, т. е. судна для трудоустройства. Ведь, как ни говори, количество судов-то уменьшается, старый флот приходится списывать. А людей на улицу не выгонишь...
Положение, конечно, непростое, оно настораживает моряков. И конечно, при заключении колдоговора люди хотят максимума гарантий.
Дело еще в том, что когда мы в 98-м году заключали колдоговор, то мы - профком - исходили из одной задачи: не допустить, чтобы он стал хуже, ущербнее для моряков. Потому что администрация компании выставила требования 32 статьи убрать, причем в основном это были статьи, касающиеся вопросов оплаты труда. Большей частью нам удалось тогда отстоять свои позиции, в чем-то мы согласились с администрацией, на некоторые статьи наложили мораторий. Но ведь потом еще был августовский кризис, был и 99-й год, когда моряцким семьям тоже особенно легче не стало...
Конечно, представляя интересы трудового коллектива, моряков, мы никак не хотим оказаться в положении эдаких рвачей; понимаем, что, как и вся экономика страны, пароходство сейчас переживает не лучшие времена. Сегодня, наверное, вообще никто особенно не жирует. Ну, может быть, разве что Газпром...
И тем не менее наша задача - до минимума сократить издержки трудового коллектива. Поэтому, хотя до колдоговорной конференции осталось несколько дней, мы никак не можем по трем позициям договориться с администрацией. Видимо, будет протокол разногласий, будет работа конфликтной комиссии... У нас ведь, к сожалению, и по прошлому колдоговору администрацией выполнялись далеко не все согласованные и подписанные статьи... А мы, между прочим, ничего сами не изобретаем; все статьи колдоговора подкреплены законодательной базой и основаны на отраслевом тарифном соглашении.
Более того - будоражат, конечно же, флот и всяческие слухи: “Вот, Фокс заберет пароходство...”, “Вот, придет Кириличев...” ...Вы знаете, честно должен вам сказать, как человек, обладающий информацией на уровне председателя профкома плавсостава, я бы не хотел, чтобы здесь был генеральным директором Кириличев. По той простой причине, что он уже показал себя в Приморском морском пароходстве: он игнорировал профсоюз, более того - он разогнал профсоюз...
- Вы это серьезно говорите?..
- Абсолютно серьезно. Он создал там свой карманный профсоюз - так называемую “Защиту”, - который выполнял любое его желание. Поэтому положительного отношения к этой кандидатуре со стороны профкома быть не может.
- Ясно. Но здесь возникает один принципиальный вопрос, Вадим Иванович. Это - ваша позиция, как профсоюзного чиновника или лидера, как хотите, или это позиция плавсостава, моряков, которые, собственно, являются главными действующими лицами компании?..
- Ну конечно, это не может являться позицией всех наших моряков без исключения. Профессия наша разобщает людей, разбрасывает по всем морям и океанам планеты, зачастую в силу специфики своего труда они довольно слабо информированы о том, что происходит на берегу, в частности - что случилось в Приморском морском пароходстве. Но те, кто знает о ситуации - через коллег, друзей, однокашников, - придерживаются однозначно таких же взглядов.
...Да и вообще как это - без меня меня женили. А почему не ставится вопрос о дальнейшей работе Миськова? Конечно, как хозяин компании он, может, кого-то и не устраивает, в том числе, наверное, и потому, что он чересчур “советский” - в лучшем понимании этого слова - человек. Взять ту же историю с перефлагированием. Миськов за то, чтобы наши пароходы несли наш, отечественный флаг. Видимо, это несовременно, потому что государство, к сожалению, устанавливает такие сволочные правила игры, что национальный перевозчик вынужден платить бешеные налоги, абсурдные таможенные платежи, а это, естественно, отнюдь не способствует процветанию компании. Мы нищаем из-за того, что мы патриоты! В какой еще стране возможно такое?..
...Вообще, когда речь заходит о должности генерального директора “ДВМП”, я не понимаю, при чем тут разговоры о каких-то варягах, о необходимости “кадрового укрепления”? Это кого укреплять - Дальневосточное пароходство? Компанию, которая вырастила целую плеяду грамотных, талантливых, современных руководителей? Возьмем только последние годы и людей, которых мы “делегировали” в Москву: министр транспорта РФ Сергей Франк, его 1-й заместитель, руководитель Федеральной службы морского флота РФ Александр Луговец, 1-й зам. генерального директора Совкомфлота Евгений Амбросов... Нет, я не думаю, что пароходство нуждается в варягах со стороны...
...Нас ждет непростая колдоговорная конференция и еще более непростое акционерное собрание. Но раз уж мне флот доверяет голосовать, принимать решение, буду делать это так, как подсказывают сердце и разум.