В нашу гавань не заходят корабли - 2: прокуратура признала действия таможни незаконными

Союз российских судовладельцев в поcледний день марта напрямую обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой о скорейшем решении проблемы с торговыми и рыболовецкими судами, работающими под российским флагом на правах аренды “бербоут-чартер”. Еще будучи премьер-министром, он уже давал поручение правительству принять действенные меры по изменению порочной практики.

5 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №764 от 5 апр. 2000

Союз российских судовладельцев в поcледний день марта напрямую обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой о скорейшем решении проблемы с торговыми и рыболовецкими судами, работающими под российским флагом на правах аренды “бербоут-чартер”. Еще будучи премьер-министром, он уже давал поручение правительству принять действенные меры по изменению порочной практики.

Но воз, то есть суда, и ныне там. Прессинг со стороны таможенных структур продолжается. А значит, государство лишено значительных поступлений налоговых средств от эксплуатации современного флота. В беседе с журналистом “В” первый заместитель генерального директора Дальневосточного морского пароходства Георгий Пикус отметил, что наученные горьким опытом отечественные компании вынуждены уводить из своих портов бербоут-чартерные суда, снимать их с каботажных линий.

Именно из-за этого красавец контейнеровоз “Капитан Афанасьев” на 1700 контейнеров был снят с почасовых рейсов порт Восточный - Владивосток - Пусан. Взамен на южнокорейском направлении пришлось поставить судно “Капитан Куров” вместимостью 1100 ящиков. Сразу возникли проблемы с отправкой грузов у фирм Республики Корея. С огромным трудом завоеванный в остром соперничестве с зарубежными судовладельческими компаниями маршрут может быть частично потерян для наших перевозчиков. Уже сейчас соседи грозятся дополнительно поставить на эту линию свой теплоход. Снижение объемов транспортируемых грузов также скажется на получении прибыли и налоговых поступлениях.

По словам Георгия Пикуса, ОАО “ДВМП” было вынуждено обратиться во Владивостокскую транспортную прокуратуру с письмом о неправомерных действиях Владивостокской и Дальневосточной оперативной таможен по декларированию теплохода “Капитан Афанасьев”. Судно было приобретено в аренду у иностранной компании “Еракас шиппинг компани лимитед” на условиях бербоут-чартера, а после его прихода в Россию таможня завела дело в отношении владельца и потребовала декларирования данного теплохода в качестве товара.

Прокуратура тщательно изучила все материалы дела. Причем не только по “Капитану Афанасьеву”, но и теплоходам “Дальнегорск”, “Краскино”, “Хороль”, в отношении которых также заведены дела о нарушении таможенных правил. На отдельные суда накладывался арест и штраф в размере 0,3 процента от стоимости, что составляло только по “Капитану Афанасьеву”

1 039 912 рублей. Работники прокуратуры посчитали постановление оперативной таможни незаконным и необоснованным. В ходе производства было установлено, что и требования таможенного органа о декларировании судна в режиме “временный ввоз” также не соответствуют требованиям закона. Подобное решение коснулось и действий таможенников по судам “Дальнегорск”, “Краскино”, “Хороль”, не заявленных в режиме “временный вывоз”, на которые наложили штраф в размере 0,1 процента от стоимости перемещенных через российскую границу судов, что составило 160 377 рублей.

Рассмотрев доводы сторон, транспортная прокуратура Владивостока признала действия таможенных органов необоснованными. Более того, они идут вразрез с указом президента РФ “О мерах по возрождению торгового флота”, по которому предприятия морского и речного транспорта Минтранса России освобождены от таможенных пошлин на импорт морских и речных судов, оборудования и сменно-запасных частей, а также пошлин на топливо, вывозимое за границу для бункеровки российских торговых судов. А если учесть, что действия ОАО “ДВМП” направлены на укрепление экономической основы суверенитета РФ, возрождение торгового флота, сохранение и увеличение влияния России в мировом морском судоходстве, то со стороны таможни видится явный подрыв интересов страны.

На сегодняшний день все результаты расследования переданы из Владивостока в Хабаровск в Дальневосточную транспортную прокуратуру. Теперь свой вердикт должны вынести специалисты на региональном уровне. А пока российские суда, работающие по системе бербоут-чартера, обходят стороной все отечественные порты.