Приморские алмазы ждут своего часа
Дальний Восток по праву считается важнейшей сырьевой базой России. Благодаря уникальному геологическому строению на территории края открыты месторождения угля, свинца, цинка, олова, вольфрама - проще перечислить то, чего здесь нет. Для поиска и разведки этих месторождений 50 лет назад было создано Приморское геологическое управление (с 1999 г. комитет природных ресурсов по Приморскому краю) . О прошлом и будущем приморской геологии мы беседуем с заместителем председателя комитета природных ресурсов по Приморскому краю Владимиром Оковитым.
Дальний Восток по праву считается важнейшей сырьевой базой России. Благодаря уникальному геологическому строению на территории края открыты месторождения угля, свинца, цинка, олова, вольфрама - проще перечислить то, чего здесь нет. Для поиска и разведки этих месторождений 50 лет назад было создано Приморское геологическое управление (с 1999 г. комитет природных ресурсов по Приморскому краю) . О прошлом и будущем приморской геологии мы беседуем с заместителем председателя комитета природных ресурсов по Приморскому краю Владимиром Оковитым.
- Не могу поверить, что приморской геологии всего 50...
- Конечно, геологические работы на территории нашего края велись задолго до этой даты - еще “при Дерсу Узала”. Еще в прошлом веке в бухте Посьет копали уголь, а с 1898 года капиталист Бриннер начал добывать и перерабатывать полиметаллические руды в районе Дальнегорска. Основанный им рудник “Верхний” работает до сих пор.
Развитие геологии и горной промышленности всегда определялось потребностями страны. Если перед второй мировой войной для нужд обороны требовалось олово, значит, именно его и искали геологи. Затем промышленность потребовала вольфрам, цинк и свинец, и геологи разведали соответствующие месторождения. В 50-е годы исследование приморских недр стало вестись особенно интенсивно, и краю понадобилась своя, автономная геологическая служба. Так и был создан наш комитет.
- Исследование приморских недр ведется около 100 лет. Геологами составлены подробнейшие карты, все исхожено вдоль и поперек. Неужели еще что-то можно найти?
- Во-первых, многие районы исследованы мало - это в первую очередь западная часть края. А во-вторых, геология, как я уже говорил, ориентирована на потребности страны и ее промышленности. После распада Советского Союза Россия лишилась многих месторождений. У нас сегодня нет своего марганца, страна испытывает дефицит хрома, сурьмы, ртути, бария. В связи с закрытием Райчихинского стекольного завода необходим поиск высококачественного сырья для стекольной промышленности. Все это есть в Приморье, и наши геологи уже ведут поиски месторождений.
Развитие науки и техники ставит свои задачи перед геологами. Раньше, например, в промышленности практически не использовался кремний, а сегодня этот минерал требуется для производства микропроцессоров и сложной электронной техники.
Геологи должны не только находить полезные ископаемые, но и обеспечивать “прирост запасов”. Предприятие шахтным или карьерным способом рано или поздно выработает месторождение. Например, на Хрустальненском ГОКе уже почти не осталось олова, на 7 - 8 лет работы осталось вольфрама на Лермонтовском месторождении. Значит, геологи ищут новые залежи, чтобы обеспечить сырьем наши предприятия. И здесь есть один интересный момент: раньше, когда стране требовалось сырье, его находили и добывали, что называется, любой ценой. Сейчас геологи ищут именно такие месторождения, эксплуатировать которые будет экономически выгодно.
- Кроме традиционных для края ископаемых, что еще ищут в Приморье?
- Самое разное сырье требуется “Спасскцементу” - от известняка до железа. В этом году наш комитет передал предприятию одно месторождение легких добавок и одно - железных руд.
Мы разведали несколько месторождений подземных вод. Использовать их в четыре раза дешевле, чем собирать ручьи и талый снег в традиционных водохранилищах. Подземная вода не требует специальной очистки и не зависит от периодических засух. Запасы такой воды при правильном ее использовании практически неисчерпаемы.
- Не так давно в прессе говорилось о том, что в Лесозаводском районе найдены алмазы.
- Алмазы действительно найдены, но не стоит из этого делать сенсацию. Во-первых, еще не обнаружены алмазные трубки, чтобы вести промышленную добычу “камушков”, а во-вторых, государство в них пока не заинтересовано. Сейчас алмазы в большом количестве добываются в Якутии и Красноярском крае. Найдены богатейшие месторождения в Архангельской области и под Иркутском. Да и в мире ежегодно добывается много алмазов, так что разрабатывать наше месторождение пока просто невыгодно.
- Последние годы все жалуются на недостаточное финансирование. От вас же я не слышала пока ни одного упрека в адрес государства.
- Еще 2 - 3 года назад нам действительно было трудно, но в последнее время стало легче. Горнорудные предприятия платят налог “на воспроизводство минерально-сырьевой базы”, за счет которого и финансируется геологическая служба. В прошлом году сбор этого налога резко увеличился. Если в стране не произойдет никаких катаклизмов, наш комитет намерен даже расширить штат геологов.
Но есть и проблемы. Самая опасная - это износ оборудования. Если его срочно не обновить, то уже через пару лет геологам просто нечем будет работать.
И все-таки мы с уверенностью смотрим в будущее. Государство сегодня понимает нужность нашей работы, ведь минерально-сырьевые ресурсы - это точки роста, обеспечивающие развитие всей экономики страны.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, "Владивосток"