Тихоокеанский «Вихрь»
“В” уже не раз рассказывал о мероприятиях, проводимых в рамках общероссийской операции “Вихрь-антитеррор”, третий этап которой проходит сейчас в нашей стране. В его проведении задействованы практически все правоохранительные органы России.
Об участии в этой операции подразделений управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту корреспонденту “В” рассказал его начальник контр-адмирал Николай Соцков.
- Управление ФСБ по ТОФ, как и другие правоохранительные органы Приморья и Дальнего Востока, принимает активное участие в этой контр-террористической операции. В результате оперативных мероприятий, проводимых в рамках этой кампании, нашими сотрудниками совместно с территориальными управлениями ФСБ, работниками МВД и прокуратуры изъято свыше 50 кг различного вида взрывчатых веществ, 184 гранаты, 476 взрывателей и детонаторов, 297 артиллерийских снарядов, переносной зенитно-ракетный комплекс “Стрела-2”, авиационная пушка, 9 единиц разного рода стрелкового оружия и около 18 тысяч патронов. За хранение, хищение и попытки сбыта оружия и боеприпасов арестовано 16 человек.
В октябре прошлого года в результате оперативных мероприятий, проведенных сотрудниками УФСБ по ТОФ, совместно с УБОП при УВД края с поличным был задержан курсант морского колледжа Владивостока, пытавшийся сбыть крупную партию тротила. При задержании у него было изъято пять шашек общим весом 1 кг. Позже во время обыска в его квартире было обнаружено еще 2 кг взрывчатого вещества.
Не так давно силами нашего управления была проведена операция по возвращению четырех автоматов АК-74 и автоматического пистолета Стечкина, которые были украдены с базового тральщика ТОФ во Владивостоке. Хочется отметить, что эту работу мы провели в тесном взаимодействии с работниками находкинского подразделения УБОП при УВД края и военной прокуратуры владивостокского гарнизона.
Я хочу особо подчеркнуть, что это оружие предназначалось для одной из преступных группировок Находки, и мы знаем, для каких конкретных преступлений оно готовилось. Надо сказать и о похитителе. Как ни прискорбно, но им оказался один из младших офицеров корабля.
Кроме оперативных подразделениями УФСБ по ТОФ проводятся и профилактические мероприятия, направленные на предотвращение в основных районах дислокации частей флота возможных актов терроризма, диверсий, хищений оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ и радиоактивных материалов, а также другого имущества.
В этой связи нашим подразделением на Камчатке совместно с управлением ФСБ по Камчатской области и спецподразделением ФСБ РФ были проведены учения по пресечению террористического акта на одной из баз оружия ТОФ.
В результате командование флота получило возможность повысить степень защиты таких объектов и готовность к действиям в экстремальных ситуациях.
- А как вы оцениваете охрану потенциально опасных объектов?
- Я могу сказать, принимая во внимание общую обстановку, что сейчас на флоте еще остались точки - арсеналы, склады, базы оружия и другие объекты, где меры по охране соответствуют не всем установленным нормативам. На это наше ведомство всегда обращало особое внимание. По фактам выявленных недостатков мы информируем не только командиров соответствующих частей, но и командование флота. В ряде случаев наши доклады доходили и до главнокомандующего ВМФ, и до министра обороны. Следует отметить, что командование флота всегда прислушивается к нашему мнению о данной проблеме. Однако сегодня командирам частей приходится сталкиваться с такой сложностью, как недостаток финансирования. Это отрицательно влияет на многие вопросы, в том числе и на качество организации охраны объектов. На данный момент продолжается совместная с командованием ТОФ работа по устранению этих недостатков.
- Сейчас у всех на слуху недавние трагические события в бухте Чажма. Связываете ли вы их как раз с недоработками по охране?
- Прежде всего хочу сказать, что гибель людей - это всегда трагедия, и неважно, что послужило тому причиной.
Что касается событий на этой базе ТОФ, то сейчас военной прокуратурой проводится расследование, которое определит виновных и установит конкретные причины гибели людей. Однако я могу сказать, что уже по горячим следам командованием флота принят целый ряд организационных мер, направленных на предотвращение подобных случаев в дальнейшем.
- Влияют ли события, происходящие в Чеченской республике, на деятельность вашего управления и направляются ли его работники в эту горячую точку?
- Еще в ходе первой чеченской кампании в конфликте активное участие принимали подразделения морской пехоты ТОФ. Уже в то время мы получили информацию о том, что неоднократно чеченские полевые командиры угрожали расправой над семьями офицеров и прапорщиков. По нашему анализу в тот момент эти угрозы были вполне реальны. Совместно с другими силовыми структурами был проведен целый комплекс оперативных мероприятий, направленных на предотвращение возможных террористических актов.
Что касается второй части вопроса, то здесь я могу сказать, что за время событий на Северном Кавказе для выполнения оперативных задач в зоне боевых действий туда были направлены 32 сотрудника. Из них 16 награждены государственными наградами.
- Николай Николаевич, как по-вашему, долго ли еще продлится “Вихрь”?
- Сейчас третий этап операции “Вихрь-антитеррор” уже близится к завершению, и я надеюсь, что нам не придется проводить четвертый. Однако сейчас нам нельзя терять бдительности, так как чеченская кампания еще не закончена. В этой связи я хочу обратиться ко всем с просьбой быть внимательными. Не исключено, что именно вы сможете оказать помощь в предотвращении различных террористических актов, а значит, гибели людей.
Автор: Федор ГУРКО, "Владивосток"