Русский флаг над Золотым Рогом
Во Владивостоке 80-е годы прошлого века были временем становления города как военно-морской крепости. Отдельные батареи, прикрывавшие город от нападения с моря, были выстроены еще раньше, в 70-х годах. В 1878 году в город-порт был направлен полковник П. Унтербергер, тогда заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа (впоследствии он станет военным губернатором Приморской области и генерал-губернатором Приамурского края).
Во Владивостоке 80-е годы прошлого века были временем становления города как военно-морской крепости. Отдельные батареи, прикрывавшие город от нападения с моря, были выстроены еще раньше, в 70-х годах. В 1878 году в город-порт был направлен полковник П. Унтербергер, тогда заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа (впоследствии он станет военным губернатором Приморской области и генерал-губернатором Приамурского края).
Унтербергер проинспектировал имевшиеся во Владивостоке батареи и минные заграждения и сделал вывод, что принятые к обороне меры “крайне недостаточны”. Полковник предложил создать круговую оборону Владивостока, доставив сюда современное артиллерийское вооружение, и сосредоточить в крепости достаточное количество войск с соответствующими запасами. В течение всего следующего года он разрабатывал план усиления Владивостокской крепости.
В 1880 году во Владивосток с Балтики прибыла Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала С. Лесовского. Сюда были доставлены новейшие по тем временам орудия.
“В 1880 году... начались у нас натянутые отношения с Китаем, - писал Н. Матвеев, - это вызвало не только усиление нашей эскадры в Тихом океане, главное командование которой было вверено генерал-адъютанту Лесовскому, но и сухопутные войска были значительно увеличены, и крепостные работы во Владивостоке приняли обширные размеры... Занятия команд за время стоянки эскадры на владивостокском рейде главным образом состояли в усиленных земляных работах по устройству береговых укреплений. С этой целью ежедневно отправлялись на работы с 7 часов утра очередные отделения с фрегатов по 150 человек, а с крейсеров и клиперов - по 75 человек. Помимо собственно земляных работ приходилось еще возить на горы тяжелый артиллерийский груз - станки, орудия”.
В свите адмирала С. Лесовского во Владивостоке побывал известный писатель В. Крестовский, который оставил одно из самых первых литературных описаний местных крепостных сооружений: “Вот справа совсем уже открылась высота, увенчанная несколькими траверсами земляного укрепления... Это мыс Голдобина. Место для укреплений, опоясывающих Голдобинскую возвышенность отдельными батареями в три яруса, выбрано очень удачно: они могут обстреливать весь пролив и доступы к нему... насыпаны особые батареи, действующие картечью поперек фарватера...
Укрепления мало заметны с моря, и это, конечно, служит к наибольшей их выгоде. С помощью их и еще при целой системе минных заграждений оборона Владивостока может считаться почти обеспеченной... по крайней мере, с обоих концов Босфора Восточного. В настоящее время все вообще владивостокские укрепления перевооружаются: к прежним орудиям прибавляется некоторое количество вновь привезенных сюда громадных, новейшей системы 9-дюймовых пушек и 21-сантиметровых нарезных мортир, полная установка коих... будет окончена в непродолжительное время”.
На протяжении 80-х годов прошлого века Владивосток строил новые укрепления и перевооружался. Город был официально объявлен крепостью 4-го разряда 30 августа 1889 года, и в ознаменование этого события на Голдобинской мортирной батарее “при громе пушек” был поднят кайзер-флаг - стяг российских морских крепостей. А военному министру была послана телеграмма: “Войска, которым вручена охрана флага, твердо знают - где раз поднят русский флаг, там он никогда не должен быть опущен, и с помощью Божиею не посрамят России на ее далекой окраине”.
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Общества изучения Амурского края, специально для "В"