Как открытка от Гиляровского попала на Светланскую?..

В 38-м, когда до Владивостока докатилась волна большой “чистки”, на шумном базаре, там, где сейчас находится сквер им. К. Суханова, шел оживленный торг. Отбывающие в дальние края вынужденные переселенцы выносили на продажу все, что не могли увезти с собой. Именно тогда 17-летний Николай Батурин купил у одной молодайки пачку открыток. Среди цветных лишь одна черно-белая. Взглянув на нее, он сразу узнал этюд И. Левитана “Владимирка - Большая дорога”. Николай с ранних лет увлекался не только коллекционированием, но и живописью, за участие в одной из выставок был даже награжден поездкой в Москву.

24 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №758 от 24 март 2000

В 38-м, когда до Владивостока докатилась волна большой “чистки”, на шумном базаре, там, где сейчас находится сквер им. К. Суханова, шел оживленный торг. Отбывающие в дальние края вынужденные переселенцы выносили на продажу все, что не могли увезти с собой. Именно тогда 17-летний Николай Батурин купил у одной молодайки пачку открыток. Среди цветных лишь одна черно-белая. Взглянув на нее, он сразу узнал этюд И. Левитана “Владимирка - Большая дорога”. Николай с ранних лет увлекался не только коллекционированием, но и живописью, за участие в одной из выставок был даже награжден поездкой в Москву.

Стихотворение на обороте, написанное черными чернилами легким стремительным почерком с подписью Гиляровский, привлекло его внимание позже, когда он узнал о жизни и судьбе легендарного “дяди Гиляя”. Этого непревзойденного московского репортера, жизнерадостного человека, могучего силача, который вертел винтом ложки, обнимался с самыми лютыми цепными псами и удерживал за заднее колесо пролетки на всем бегу экипаж вместе с лошадью. Не было такого места, куда бы он не сунул своего носа. Гиляровский держал себя запанибрата со всеми, начиная с графов и князей и кончая последним дворником. Он был своим человеком во всех театрах и в самых отвратительных трущобах Хитрова рынка. “Дядя Гиляй” не жил, горел - все 82 года, отпущенные ему судьбой. “Душу Гиляровского на коне не объедешь, - говорили о нем современники. - Медвежья сила в душе такой мягкой, такой ласковой, как у ребенка. Если как у писателя у него есть талант, то как у человека у него имеется гений, гений любви”. Помочь нуждающемуся или, как он сам говорил, “дать человеку перевернуться в трудный час” - словно было его призванием.

Тайна адресата

Держу в руках открытку с пронзительно печальным левитановским пейзажем - “Владимирка - Большая дорога”. По ней когда-то брели люди на каторгу. Понятно, почему она взволновала Гиляровского, так восприимчивого к “лютому” людскому горю. И родилось стихотворение.

Меж чернеющих под паром
Плугом поднятых полей
Лентой тянется дорога
Изумруда зеленей...
То Владимирка...

На открытке с посвящением И. И. Левитану поместилось не все стихотворение, оно довольно длинное. Больше того, это один из первоначальных его “набросков” - некоторые строки отличаются от изданных в собрании сочинений.

Какими же судьбами могла попасть эта редкость во Владивосток?

- Можно предположить, что открытка была адресована Вольскому, - рассказывает Николай Васильевич Батурин, успевший состариться с того времени, как нечаянная находка впервые попала к нему в руки. - Она лежала в пачке, среди других открыток, на некоторых из них встречалась эта фамилия.

В книге Владимира Гиляровского “Люди театра” есть глава, посвященная актеру Вольскому Федору Каллистратовичу. “...Хоть он и был ростом немного выше среднего, но вся фигура, энергичная походка и каждое движение обнаруживали в нем большую силу и гимнастическую ловкость. Свежее строгое лицо с легким румянцем, выразительные серые глаза и переливный голос, то полный нежности, то неотразимо грозный, смотря по исполняемой роли. Вольский получил высшее образование и пользовался, несмотря на свою молодость, полным уважением труппы. Он был прекрасным актером, и почему он не попал на императорскую сцену - непонятно. Его амплуа - первый любовник и герой”. Особенно поразил Гиляровского актер в роли Гамлета. “Я видел Росси, Поссарта, Южина, Ленского, Качалова, видел всех лучших русских Гамлетов, - вспоминал он, - ... и всегда мне грезился Вольский-Гамлет в черном сюртуке и вместе с тем

В белых перьях,
статный воин,
Первый в Дании боец.

...Вольский как-то исчез из моих глаз: бросил ли он сцену, как многие хорошие актеры, растаял ли в провинции - не знаю. Даже слухов о нем не было”.

Во Владивостоке до революции был актер по фамилии Вольский. К сожалению, имя его сегодня неизвестно. Может так статься, что им мог оказаться

Ф. Вольский или его брат, который тоже работал в театре. Мало ли сюрпризов хранит старый Владивосток. Например, в газете “Дальний Восток” за 12 ноября 1903 года было опубликовано такое сообщение: “Приехавший недавно во Владивосток студент берлинской музыкальной школы случайно отыскал у одного из местных содержателей номеров скрипку, сделанную известным итальянским мастером в 1698 году. Скрипка оценивается в очень большую сумму. Как попал этот инструмент во Владивосток, неизвестно”.

Но давайте вернемся к открытке В. Гиляровского. В 1985 году Н. Батурин, оказавшись в Москве, решил подарить реликвию в музей знаменитого репортера. Он отправился в Столешников переулок, где жил когда-то “дядя Гиляй” и где согласно путеводителю находился тот самый музей. Увы, в мемориальной квартире были прописаны какие-то москвичи. Открытка снова вернулась в коллекцию Батурина, которая насчитывает свыше 15 тысяч экземпляров.

Вечный календарь Батурина

Сам Николай Васильевич Батурин человек необыкновенный, разносторонне образованный и, несмотря на солидные года, по-юношески страстно увлеченный историей, людьми, их судьбами. Он талантливый пейзажист (получил образование в Горьковском художественном училище), иллюстрировал книги таких известных писателей, как Вс. Иванов, Вахов, Можаев, и был с ними очень дружен. Круг его увлечений не знает границ: “живая” экспериментальная фотография (с использованием разъединенного растра), резьба по дереву, литография, “стереовитражи”. Его “сочинительства” медали “Первенство Владивостока” отливали на Монетном дворе в Петропавловской крепости.

Рассказав о своем громаднейшем многотысячном собрании открыток: репродукции картин (русское, западное искусство, восток), цветы, виды российских городов, старинные новогодние поздравительные, он с не меньшим жаром принялся демонстрировать сначала многометровый график панорамы видимого горизонта, а затем изобретенный им оригинальный вечный календарь и хронологические “письмена” истории земли русской, которые берут начало с 830 года и заканчиваются почему-то 1985-м, развалом СССР.

В квартире Николая Васильевича на ул. Светланской, которая скорее напоминает музей, можно увидеть много картин, в том числе и икону, написанную им собственноручно и освященную.

Н. Батурин родился во Владивостоке в рабочей семье в 1921 году. И несмотря на то, что потом некоторое время жил в Хабаровске и на Камчатке, до сих пор помнит немало интересных историй. Видел, как гарцевал по Ленинской на белом коне Климент Ворошилов, встречал челюскинцев, откапывал на Хасане легендарный танк, который потом долгие годы стоял перед музеем Тихоокеанского флота. Но самой запоминающейся осталась для него встреча в начале 60-х на корабле “Красный вымпел” с одним “комиссаром”, так представил его тогдашний начальник управления Тихоокеанского флота Морозов. Лектор рассказывал в “узком кругу” о том, как перевозил царскую семью в Екатеринбург. Подробности звучали так убедительно, что ему трудно было не поверить. Фамилии “комиссара” Батурин не помнит, но знает, что он жил в районе проспекта 100-летия Владивостока и получал персональную пенсию. Что это, очередная неизвестная история Владивостока?..

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"