Беспризорные дети
Кареглазая кроха одной рукой крепко прижимала к груди куклу, другой листала книжку с яркими картинками. Она сидела на толстом новом ковре, постеленном прямо на полу, счастливо улыбаясь, и, казалось, ничего не замечала вокруг.
Кареглазая кроха одной рукой крепко прижимала к груди куклу, другой листала книжку с яркими картинками. Она сидела на толстом новом ковре, постеленном прямо на полу, счастливо улыбаясь, и, казалось, ничего не замечала вокруг.
- Сколько тебе лет? - интересуемся мы.
- Четыре, - певуче отвечает Настя и в подтверждение своих слов сжимает в кулачок смуглую ладошку.
Эту девчушку буквально на днях привезли из Находки. Сейчас разыскиваются ее родители. Известно пока лишь то, что малышку, которая жила на улице, подобрала сердобольная женщина, а потом передала с рук на руки инспектору по делам несовершеннолетних.
Тринадцатилетний Сергей Байнарович Константинович, как он отрекомендовался, в отличие от неразумной крохи все о себе может рассказать сам, причем делает это с большой охотой: "Родом из Смоляниново. Убегать из дома начал лет с пяти. Брательник Сергей Коваль Владимирович научил. А что, хорошо! Но сейчас все, баста! Домой хочу. На волю! Там лучше".
Небо в железном узоре
Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей согласно серьезному не по-детски названию - учреждение режимное, с круглосуточной охраной. На всех его окнах, в два этажа, решетки. Прогулочная площадка на заднем дворе обнесена "колючкой". Есть здесь и комната первичного содержания с тяжелой металлической дверью на большом засове. Но это, так сказать, внешние атрибуты.
Есть и другое. Трех, а временами и четырехразовое питание, чистые простыни, спортзал с новенькими, с иголочки, тренажерами, хорошая библиотека, кабинет УВЧ, видик, уютная обстановка с добротной мебелью и дорогими коврами, учебный класс. А еще воспитатели, повара, медики - больше сорока женщин, которые сердечно обихаживают трудных подростков. Тех самых, для кого дома зачастую не хватает не только доброго, любящего слова - тарелки супа. Из 983 детей, побывавших в центре в прошлом году, 67 - вообще не имеют родителей, 239 растут в неполных семьях, как правило, многопьющих.
Учиться никогда не поздно, но...
В тот день, когда мы с фотокорреспондентом пришли сюда, в центре находились 25 малолетних задержанных: три девочки, остальные - ребята. Из них 16 "суточников", то есть тех, кто попал сюда отбывать месячное наказание за совершенные преступления: мелкое воровство, "рывки" шапок. Остальные - "самовольно ушедшие", или, как их теперь называют, безнадзорные и беспризорные. Женя Кожурин как раз из таких. Два года назад, когда ему было 11 лет, пацан сам пришел к инспектору и попросился в интернат. Мать - инвалид, с отчимом не уживается. На обритой под ноль голове подростка белой метиной бросается в глаза шрам. В интернате Жене первое время понравилось, но вскоре он заскучал и начал убегать. В центре паренек уже не впервой.
Артемовец Сергей Жималдинов на Амурской, 19а совсем "прописался" - бывает чаще, чем дома. Здесь он и читать научился.
- Вы только вдумайтесь, - в сердцах восклицает воспитатель Ирина Данилова, которая ведет в центре уроки, - каждый третий из семидесяти ребят, побывавших у нас в минувшем феврале, вообще нигде не учится. Да и те, кто ходит в школу, имеют знания лишь на уровне первого-второго класса. 14-летний Артур Камалов добрался только до второго(!) класса, 12-летний Игорь Бугаец, как выяснилось, вообще никогда в школу не ходил. Немыслимо...
Чесотку можно вылечить, что дальше?
В спальне для девочек с двумя ровными рядами аккуратно заправленных кроватей (к слову, сделали их в колонии) бросилось в глаза сохнувшее на батарее одеяло.
Людмила Бойчук, начальник центра, которая показывала нам свои владения, тут же перехватила взгляд: “С улицы дети приносят не только вшей, чесотку, сифилис, но и застарелые бронхиты, циститы. Первым делом мы их отмываем, стрижем, переодеваем во все чистое, кормим. И конечно же, лечим. Проблема в другом, в последнее время все труднее становится вернуть бродяжек домой - у себя мы их можем держать не более пяти дней, таков закон. У одних родители в бегах, у других - в беспробудном пьянстве. Был случай, когда мы вынуждены были отдать мальчика отцу, жившему в подвале (его жестоко обманули при продаже квартиры).
Или другая крайность. Несколько раз попадал к нам Вадик из Покровки. Мне он откровенно признался, что во Владивосток приезжает на заработки. Мальчик живет вдвоем с матерью, которая работает уборщицей и получает в месяц чуть больше ста рублей...
Можно привести немало примеров, когда дети намеренно стараются попасть к нам, чтобы поспать на чистых простынях, подкормиться. На питание в сутки отпускается 14 рублей на человека, но повара стараются как могут разнообразить меню. Сегодня, к примеру, на завтрак была молочная каша, чай, хлеб с маслом. На обед - суп с курицей, пшено с печенью, компот.
Людмила Бойчук по образованию педагог, в центре уже почти 20 лет. Начинала с дежурной еще в старом, малоприспособленном здании, где, случалось, подростки нападали на обслуживающий персонал. Теперь такого нет. Кстати, в этом мае центр отметит свое 65-летие (одно время он даже размещался в стенах Седанкинского архиерейского подворья). Годы идут, беспризорные дети, увы, остаются. А значит, остаются проблемы.
Нужны калоши, брюки... и крыша
Судьбой бродяжек как можно скорее в полной мере должны заняться органы социальной защиты, образования.
В крае до сих пор нет собственного специального училища, где бы трудных подростков начиная с 14 лет могли не только учить, перевоспитывать, но и давать им в руки ремесло. Пока же ребят вынуждены отправлять аж в Сибирь, а там своих хватает.
А пока центру временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей требуются калоши (не в чем ходить на прогулку), рубашки, брюки для мальчиков 8-12 лет. Впрочем, любой помощи здесь будут рады (тел. 25-29-23) и даже смогут приехать за ней на дом. Но самая большая проблема у центра сегодня - это крыша. Еще в прошлом году администрация Владивостока обещала ее починить, выделены были даже некоторые средства, но дело встало. И первые дожди устроят здесь настоящий потоп. Хочется верить, что у и. о. мэра Владивостока, который с началом весны объявил в городе акцию помощи беспризорным детям, хватит сил, времени, сердца и на эту проблему.
Этим материалом “В” начинает акцию “Беспризорные дети”. Мы приглашаем к разговору всех, кого волнует судьба уличных бродяжек. Наших с вами детей. Как им сегодня реально помочь? Вернуть детство, обустроить, накормить, посадить за парту, обучить ремеслу, подарить настоящее - не тюремное будущее. Звоните по тел. 415-670 в отдел специальных выпусков. Пишите по адресу: 690600, Владивосток, Народный проспект, 13, редакция газеты “Владивосток”, с пометкой “Беспризорные дети”.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"