Отрасль в пути
Минувший год стал для российских железнодорожников особенным. Впервые после многолетнего затяжного спада объема перевозок наконец-то наступил перелом в работе отрасли. В 1999 году отправление грузов возросло на 13,2 процента к уровню 1998 года, грузооборот увеличился на 17,2 процента, пассажирооборот на 10,8 процента, что значительно выше, чем на других видах транспорта.
Минувший год стал для российских железнодорожников особенным. Впервые после многолетнего затяжного спада объема перевозок наконец-то наступил перелом в работе отрасли. В 1999 году отправление грузов возросло на 13,2 процента к уровню 1998 года, грузооборот увеличился на 17,2 процента, пассажирооборот на 10,8 процента, что значительно выше, чем на других видах транспорта.
В чем же причина такого успеха?
Конечно, в немалой степени этому способствовал начавшийся в прошлом году рост промышленного производства в России. Но большая заслуга здесь и самих железнодорожников. Благодаря экономному использованию ресурсов, повышению производительности труда, активной ценовой и маркетинговой политике они смогли снизить тарифы на перевозки грузов. Именно сдержанная тарифная политика МПС способствовала оживлению в угольной, металлургической и других отраслях. За последние три года железнодорожные тарифы на внутренние перевозки снижены на 18,3 процента, в то время как на других видах транспорта они выросли в два-три раза.
Кроме того, повышается качество обслуживания грузовладельцев и пассажиров. Существенно возросла скорость перевозок, улучшено выполнение графика движения поездов. Удалось также увеличить вес поезда, повысить производительность вагонов и локомотивов, сократить порожний пробег вагонов.
Это подтверждают и сами партнеры железнодорожников. Вот мнение одного из руководителей НПО им. Хруничева В. Левичева: “Повысилась ответственность железнодорожников перед клиентурой. Так, простой подвижного состава на подъездных путях нашего предприятия за год снизился на 20 процентов”.
Укрепилось финансовое положение отрасли. Доходы от перевозок значительно выросли и превысили 158 миллиардов рублей, а прибыль от перевозок достигла 32 миллиардов (см. таблицу). Железные дороги регулярно и своевременно рассчитываются с федеральным бюджетом. Что особенно ценно, эти платежи поступали в основном в денежной форме. Ликвидировали все задолженности перед внебюджетными фондами, в том числе и Пенсионным фондом.
Не будет особым преувеличением сказать, что именно улучшение и удешевление работы железных дорог стало одним из катализаторов подъема промышленного производства. Об этом говорил, в частности, на всероссийской конференции “Транспорт России в ХХI веке” премьер-министр В. Путин.
Не менее ответственные задачи поставлены перед железнодорожниками в 2000 году. При прогнозируемом в стране увеличении промышленного производства на 3,5 процента они должны обеспечить прирост объемов грузов не менее 6 процентов. Существенно возрастут и доходы от перевозок – до 236 миллионов рублей. Прибыль должна составить 71,6 миллиарда рублей.
Чтобы добиться этого, подчеркивает министр путей сообщения Николай Аксененко, необходимо получить принципиально иное качество управления перевозками, обеспечить рост объема перевозок прежде всего за счет интенсивных факторов, а не увеличения вагонного и локомотивного парка и затрат на их содержание. Будут завершены создание автоматизированного планомерного учета вагонов, контроль дислокации, анализ работы и регулирования вагонного и контейнерного парка и начат переход к информационно-управляющим системам железнодорожного транспорта. Динамические модели, заложенные в подобные системы, должны помочь найти оптимальные схемы управления грузопотоками, чтобы обеспечить согласованный подход составов к портам, пограничным переходам, крупным потребителям, а также организовать рациональное движение порожних вагонов. Все это позволит улучшить использование вагонов и локомотивов, повысить безопасность движения.
В нынешнем году также намечено начать внедрение на дорогах страны модернизированной системы “Экспресс”, которая будет заниматься не только продажей билетов, но и управлять пассажирскими перевозками.
Еще одна важная проблема – обновление основных фондов отрасли. К сожалению, состояние многих транспортных средств достигло критического уровня. Средний возраст локомотивов и вагонов составляет более 20 лет, замены требуют более трети электровозов, половина тепловозов и почти 40 тысяч вагонов. Все типы локомотивов морально устарели, потребляют больше энергии, чем современные. Вагоны же имеют низкую надежность и дорого обходятся в эксплуатации, не отвечая к тому же потребительским качествам и скорости доставки.
К сожалению, отрасль в период реформ и структурной перестройки не имела необходимых средств для решения данной проблемы. И вот только теперь, начав больше зарабатывать, МПС и железные дороги приступили к реализации стратегии инвестиционного роста. В 1999 году капитальные вложения возросли более чем в два раза, составив почти 40 миллиардов рублей. На 2000 год предусмотрен рост инвестиции еще на 50 процентов.
В ближайшие годы начнется массовый выпуск грузового подвижного состава нового поколения. Это будут скоростные вагоны большей грузоподъемности, обеспечивающие сохранность и гарантированные сроки доставки продукции.
По мнению министра Н. Аксененко, главная задача железнодорожного транспорта состоит в обеспечении доступности, эффективности, качества и безопасности перевозочного процесса. Ближайший год должен сделать необратимой тенденцию экономического роста. А железнодорожный транспорт должен оставаться в авангарде экономических преобразований в нашей стране.
Автор: А. Давидьянс, обозреватель "ЭЖ"