И рыбьего жира мало...
На прошлой неделе было опубликовано открытое письмо Григорию Диденко - директору компании “Дальморепродукт Троулерс”. Сам факт публикации письма наводит на мысли о том, что в Приморье, очевидно, раскручивается очередной виток конфронтации в сфере рыбного бизнеса. Речь идет о тех самых супертраулерах, которые в прошлом году увели из ЗАО “Супер” при активном участии высшего менеджмента холдинговой компании “Дальморепродукт”. Что получилось в результате траулерной рокировки и кто, собственно, в выигрыше?
На прошлой неделе было опубликовано открытое письмо Григорию Диденко - директору компании “Дальморепродукт Троулерс”. Сам факт публикации письма наводит на мысли о том, что в Приморье, очевидно, раскручивается очередной виток конфронтации в сфере рыбного бизнеса. Речь идет о тех самых супертраулерах, которые в прошлом году увели из ЗАО “Супер” при активном участии высшего менеджмента холдинговой компании “Дальморепродукт”. Что получилось в результате траулерной рокировки и кто, собственно, в выигрыше?
Автор письма считает, что сегодня “супера” используются не совсем по назначению, оперативное управление судами также оставляет желать лучшего, несмотря на то, что “Дальморепродукт Троулерс” (далее - ДМПТ) возглавляет сын известного в городе гендиректора. Если говорить о минтаевой путине, в которой сейчас участвуют эти траулеры (хотя вполне могли бы ловить лосося и другие виды рыб за пределами российских территориальных вод в разведанных секторах Мирового океана), то ситуация с судами складывается довольно напряженная.
В частности, по данным, поступающим из района лова, бывшие суда компании “Супер” лихорадит из-за неудовлетворительной подготовки флота новыми хозяевами к промыслу: отсутствуют или заканчиваются необходимые экипажам продукты питания, происходят перебои с поставками топлива, отсутствуют запасные части и орудия лова, нет координации между иностранными специалистами и российскими экипажами, а также между компанией-менеджером и ДМПТ. По мнению автора письма, это обусловлено тем, что новый американский управляющий судами просто не имеет должного опыта и знаний для работы с траулерами подобного класса. Кроме того, неудачи компании и ее предбанкротное состояние вызваны абсолютным незнанием рынка, отсутствием лидера, дефицитом финансовых средств, необходимых для поддержания работы флота, а также отсутствием стратегии продаж.
То есть суда передать-то передали, а вот распорядиться ими как следует не смогли.
Сегодня положение ДМПТ неоднозначно - с одной стороны, неплохие суда и квалифицированные экипажи, с другой - слабый менеджмент и погоня за быстрой прибылью (а это - работа на износ). То есть время для упреждающего удара выбрано очень удачно. Ведь если дело дойдет до банкротства ДМПТ, “супера” могут оказаться на свободном рынке и желающих взять в пользование лучшую рыболовную эскадру России будет предостаточно. Конечно, если господа Диденко, Симонов и Пухов своевременно не переведут их в какой-нибудь новый “Троулерс”. История показывает, что подобная операция может быть проведена стремительно... и никто даже пикнуть не успеет. Так, в прошлом году всего в течение двух суток супертраулеры “уплыли” из-под контроля ЗАО “Супер” - были отозваны все ранее выданные доверенности. Стоит заметить, что ровно на этот же срок предприятие возглавил Хаджикарим Набиев - нынешний арбитражный управляющий ОАО “ВБТРФ”.
И что дальше? Кто выиграл от передачи “суперов”. Может быть, российские экипажи? Вот что по этому поводу думает автор открытого письма Олег Никитенко, обращаясь непосредственно к Григорию Диденко: “...в наследство от компаний “Супер” и Far East Maritime Services Вам достались высококвалифицированные, обученные экипажи. Именно своими делами они заработали репутацию этих судов (то есть супертраулеров. - Прим. автора), выпуская высококачественную продукцию на мировой рынок. В частности, поставив на японский рынок свыше 20 тыс. тонн готовой продукции без рекламаций, члены экипажей доказали, что они действительно профессионалы и знают свое дело. Сегодня же присутствие на судах контролеров качества из Японии просто не понятно экипажам. В то же время Вы директор - Вам и деньги тратить, ведь контролеры на судах находятся на средства, зарабатываемые вашей компанией. Зарплата одного такого специалиста составляет минимум 4 тыс. долларов США в месяц. Досадно то, что деньги на зарплату многомудрым японским контролерам руководители ДМПТ в общем-то достают из карманов российских моряков. Не стоит говорить уже о моральном аспекте проблем, когда опыт и заработанная безупречная репутация экипажей супертраулеров ставятся, мягко говоря, под сомнение. Кроме того, заработок экипажей наверняка был бы больше, работай они сегодня не в насыщенном судами районе Охотоморья, охотясь за перепуганным минтаем, а южнее, спокойно вылавливая и перерабатывая более выгодные и ликвидные виды рыб”.
Как видите, экипажи от передачи судов не выиграли.
В очередной битве за бывшую собственность ВБТРФ больше всего настораживает именно социальный аспект. Важно, чтобы в результате разборок и перетягивания судов из рук в руки экипажи сохранили работоспособность. Важно, чтобы рабочие места не “уплыли” вместе с “суперами”’, важно, чтобы рыбаки могли достойно содержать свои семьи и не думать, кто прав, а кто виноват в острейших проблемах, с которыми они сейчас столкнулись. Увы, но последняя перетусовка колоды испанских траулеров, по мысли автора открытого письма, пока не принесла ни очевидной пользы, ни даже объективной выгоды.
Наверное, провозглашая любые, пусть даже самые модные патриотические лозунги, следует прежде всего озаботиться судьбой русских экипажей, которые стали разменной монетой в спорах по переделу собственности в высокодоходной и перспективной рыбной отрасли и которые в сложившейся ситуации вполне могут остаться без работы.
Автор: Вадим БРАТУХИН, cпециально для "В"