Двойственный имидж Юрия Скуратова
Опальный генеральный прокурор, выдвинувшийся в президенты на волне своей скандальной славы, должен был оставить после своего мимолетного визита во Владивосток более сильное впечатление, чем это у него получилось в прошлую пятницу. С точки зрения провинциального зрителя телесериала “Кремлевские тайны”, эпизодическая роль Юрия Скуратова является довольно заметной: что-то вроде Зорро, толстенького и “озабоченного”, с чересчур - для борца за справедливость - бегающим взглядом.
На творческую встречу с видным представителем московской политической сцены в большой зал ДКМ пришли несколько десятков “поклонников”, но и они не услышали ожидавшихся громких разоблачений. Опоздание самолета сократило пресс-конференцию Юрия Ильича до 10 минут, но сокращение программы визита, похоже, вполне устраивало предвыборный штаб Скуратова. Очевидно, его поездке во Владивосток придавалось исключительно символическое значение.
Большому количеству журналистов, с трудом дождавшихся брифинга Скуратова в аэропорту, делает честь проявленная тактичность: ни одного вопроса на банно-половую тематику не прозвучало.
Вместо этого у Юрия Ильича спросили, не возникало ли у него идеи снять свою кандидатуру. Скуратов сказал, что такой идеи не было: “О каком снятии может идти речь, борьба только начинается. Сегодня я, собственно, начал свои предвыборные поездки, начал их, собственно, с края земли – именно здесь начало России. Борьба еще впереди, и я не строю иллюзий, что власть будет играть по правилам, беззастенчиво используя административный ресурс”. Практически любой вопрос Скуратов переводил в выгодную для себя плоскость критики кремлевского руководства. Не строя иллюзий по поводу “игры по правилам”, Скуратов пытается построить на этой негативной посылке свою предвыборную кампанию – совсем, как наши приморские “оппозиционеры” в декабре прошлого года.
А первый вопрос Юрию Скуратову был об аварии в Шереметьево. “Все это очень подозрительно. Конечно, я, как прокурор, не могу строить предположения, не имея анализа ситуации, но в целом это неприятно для общества. Сама атмосфера отсутствия доверия к нынешнему руководству Кремля, склонность к использованию методов, присущих спецслужбам, становится по сути стилем государственного руководства”, - сказал Скуратов. Отметим, что не только он поспешил использовать трагедию в Шереметьево в своих целях, но и Евгений Савостьянов, другой кандидат в президенты.
Юрий Скуратов заявил, что злоупотребления власти “административным ресурсом” со временем могут стать основанием для обращения в суд кандидатов, проигравших выборы. При этом он считает вполне реальным второй тур президентских выборов.
Закономерно прозвучал вопрос, не привез ли гость какие-либо компрометирующие материалы для предания их гласности на “краю земли”.
Юрий Ильич похлопал рукой по лежащей на столе толстой папке, но от сенсационных заявлений уклонился: “Первый момент: уже сказанного достаточно для ухода президента в отставку, причем не такую, какой она была, - с назначением преемника. Возбуждены и расследованы уголовные дела, но общество не добивается ухода коррупционеров из Кремля. Общество хочет новых сенсаций. Второе. Я ставлю вопросы Путину, как юрист юристу: вышел ли он из числа учредителей коммерческих структур, фабриковал ли Путин уголовное дело против меня с целью свернуть расследование коррупции в Санкт-Петербурге в период его деятельности на посту председателя комитета внешнеэкономических связей города?” Резкая критика Скуратовым действующего и. о. президента объясняет, почему он так популярен и востребован в зарубежной прессе, с тревогой взирающей на рейтинг нашего “военного лидера”…
Отвечая на вопрос, есть ли коррупция в Приморье, кандидат в президенты был туманно-лаконичен: конечно, есть, как и в Москве, в Санкт-Петербурге, как и везде. Скуратов вспомнил расследование фальсификации взятки Черепкову, дело банды Ларионовых... и “целый ряд других дел”.
На вопрос корреспондента “В”, как ему показался уровень встречи, соответствовал ли он статусу генерального прокурора, Юрий Ильич ответствовал: “Меня встретили нормально, никаких претензий нет. Вообще, это общая культура гостеприимства, независимо от того, гоним прокурор или нет”.
Действительно, Скуратова встречал первый вице-губернатор Валентин Дубинин – взамен вылетевшего на встречу с Путиным Евгения Наздратенко. Однако его “кортеж” на выезде из аэропорта представлял собой предельно скромное зрелище – помимо одного “Лендкруизера” на всех там были видавшая виды “Волга”, пустой микроавтобус и “Жигуленок” ГИБДД канареечного цвета. Особенно невзрачным он был по сравнению с кавалькадой автомобилей, доставившей во Владивосток тем же утром министра спорта Иванюженкова. В летящую по шоссе колонну, поразившую воображение самых многоопытных журналистов, входили не только десяток новейших “крузаков”, но и гораздо более дорогие черные угловатые джипы “Мерседес-Гелендваген”. Спорт у нас явно более в чести, чем закон и его представители. Хотя бы и скомпрометированные.
Автор: Александр КАРТАШОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"