Пока паны дерутся
Паны дерутся, а у холопов чубы трещат - так можно охарактеризовать ситуацию, в которой оказались горожане, вовлеченные в конфликт между администрацией и транспортниками. С тех пор, как перестали возить пассажиров за три рубля, город парализовало. Это должно было произойти рано или поздно, так как все “спланировано” действиями мэрии несколько лет назад, когда в угоду политическим амбициям стали разрушать в открытую трамвайное хозяйство и скрытно - автобусное. И вот случилось.
В рыночных условиях, когда цены на все растут, повышение цен на проезд в транспорте оправдан, но не до таких же размеров. Пользуясь тем, что чиновники из транспортного отдела администрации не утруждали себя работой, владельцы частных автохозяйств выставили ультиматум.
Чиновники, получая немалую зарплату, пытались оправдать ее видимостью работы. Они ввели новые билеты, а старые выбросили. Во что это нововведение обошлось и какова выгода от него? Не проще было бы контролировать выдачу и использование старых билетов? Почему в то время, когда проезд за три рубля был нормой, автобусы МП ВПОПАТ-1 продолжали возить за два рубля плюс льготников в количествах, гораздо больших, чем частные автобусы? Сейчас автовладельцы козыряют тем, что они финансируют муниципальное предприятие, которое в принципе обязано само зарабатывать, а не быть нахлебником. Частники подняли цены, но не приводят данных - сколько они перевозят пассажиров по тем или иным маршрутам, где несут убытки. Почему чиновники из администрации до сих пор не разобрались, когда и по каким маршрутам сколько ездит горожан? К примеру, пассажир, едущий из района бухты Тихой до “Зари”, может выложить 5 рублей, но платить столько же за проезд от центра до Луговой многие просто не в состоянии.
Автоперевозчики представили лукавые расчеты, учитывающие лишь количество сидячих мест, хотя многие всю дорогу стоят. Утверждают, что перевозят 10 процентов льготников от общего числа пассажиров. Я сам инвалид и знаю, что на частных автобусах маршрутов 13, 31 и 49 льготник уехать практически никогда не мог - не было мест. Правда, для владельцев красных корочек льготные места находились всегда. Почему администрация нашла возможность лишить бесплатного проезда ветеранов труда, но оставила льготы для этих “краснокнижных”?
Перевозчики пугают нас, что вынуждены будут свернуть свою деятельность и уволить работников. Однако при всеобщем обнищании билет в 8-10 рублей все равно не по карману, и все равно “лишних” водителей выбросят на улицу. Ультиматум предъявлен в преддверии выборов - мол, своего добьемся, ведь чиновники положением не владеют и проявляют полную безграмотность в данной ситуации. Выход один - уволить тех чиновников, которые допустили эти безобразия. Поставить руководить городскими перевозками новых людей и сесть за стол переговоров, выбрав гибкую ценовую политику. Вспомните старое: на обычных автобусных маршрутах была одна цена, в автобусах-экспрессах - подороже, на маршрутных такси - еще дороже. Почему бы и сейчас так не рассчитать?
Надо вкладывать деньги в развитие городского муниципального транспорта. Где их взять? Например, немало средств тратится на ежегодное создание “проектов” соединения берегов бухты Золотой Рог, хотя давно доказано, что строительство капитального моста нам не по карману. Понтонные же мосты большой протяженности в условиях ледостава не строят уже больше 50 лет - слишком дорога их эксплуатация. Нигде в мире нет канатных пассажирских дорог через преграды километровой ширины, да и по метеоусловиям такой транспорт во Владивостоке будет стоять более ста дней в году. Не лучше ли заняться сегодняшними проблемами, не предаваясь маниловским мечтаниям?
Автор: Инвар КОБАЛЕВСКИЙ, специально для "В"