Ледоколам прикол не грозит
Недельная передышка выдалась экипажу линейного ледокола “Адмирал Макаров” между двумя рейсами к северо-восточным берегам России. А перед этим был уникальный переход через Канадскую Арктику и Атлантический океан. Семь полных месяцев напряженной работы, зачастую в экстремальных условиях.
Недельная передышка выдалась экипажу линейного ледокола “Адмирал Макаров” между двумя рейсами к северо-восточным берегам России. А перед этим был уникальный переход через Канадскую Арктику и Атлантический океан. Семь полных месяцев напряженной работы, зачастую в экстремальных условиях.
Во Владивосток “Адмирал Макаров” прибыл из Берингова моря для снабжения и бункеровки. У экипажа маленькая передышка. Ледокол выглядит непривычно пустым. На борту – только вахта, да прославленный ледовый капитан Вадим Холоденко вышагивает по верхним палубам. Казалось бы, ему есть чем гордиться после последнего рейса - ведь моряки Дальневосточного пароходства в буквальном смысле проявляли чудеса героизма. Однако, по мнению Вадима Андреевича, к такой работе их привели бестолковость и равнодушие чиновников, ответственных за северный завоз.
Вместо того чтобы летом по чистой воде провести с наименьшими затратами арктическую навигацию, приходится осуществлять снабженческие рейсы в самую плохую для навигации пору. Иначе как спасательными операциями это не назовешь. Ведь если не подвезти жителям Чукотки и Корякского округа уголь и дизельное топливо, то люди элементарно замерзнут, и тогда уже понадобится срочная эвакуация всего населения. А это уже другие деньги.
В январе этого года пришлось снаряжать два линейных ледокола ОАО “ДВМП” в северные широты. “Красин” пробивал дорогу для танкера в Анадырском заливе. “Адмирал Макаров” работал в Карагинском заливе. И ведь уже был урок ровно год назад, когда туда снаряжали экспедицию, в которой портовый ледокол “Магадан” отправлялся к северо-восточному побережью Камчатки ради одного транспортника с углем. Получается, что второй раз наступаем на те же грабли.
И хотя “Адмирал Макаров” помощнее “Магадана”, легким этот рейс не взялся бы назвать даже опытный ледокольщик Холоденко. На подходах к Оссоре пришлось преодолевать барьеры из сплоченного льда, где вместо обычных 1-1,5 метра высота препятствия достигала 6-8 метров спрессованной мелкобитой крошки. Судну пришлось работать на всех девяти дизелях. Расход топлива увеличился в четыре с лишним раза и достигал 96 тонн в сутки. Мелководье в небольшой по размерам бухте заставляло двигаться “короткими перебежками из стороны в сторону” - иначе можно было напороться на мель.
Оставив себе ледокол “Красин” для обеспечения выгрузки, “Адмирал Макаров” прибыл в родной порт для подготовки к новому рейсу. На этот раз он по заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ до начала мая уйдет в Охотское море. Впервые за последнее десятилетие южная граница льда опустилась намного ниже многолетнего рубежа. Ледоколу придется прокладывать каравану путь в 500-600 миль вдоль западного побережья Камчатки.
Надо полагать, ледокольщики справятся с непростой задачей. Вадим Холоденко еще в далеком 1961 году открывал в должности второго помощника капитана круглогодичную навигацию в Охотоморье. Это было на ледоколе “Москва”. А уже в 1976 году капитан “Ленинграда” Холоденко за зиму провел до Магадана и обратно 358 судов, установив своеобразный рекорд проводки.
Правда, есть одно “но”. Та работа была плановой и повседневной. Нынешний вынужденный героизм – это борьба со льдом чиновничьего равнодушия и недальновидности.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"