В хоккей играли даже женщины
В 2000 году приморские шахматисты могут отмечать круглую дату. Дело в том, что век назад во Владивостоке был создан первый кружок любителей шахматной игры. Именно шахматной страницей открывается история спорта дореволюционного Приморья.
Долгое время “отсутствие подходящего помещения затрудняло развитие этого полезного развлечения”. Но вот “собрание приказчиков открыло в своем здании отдел для шахматной игры”. Правда, поиграть можно было за определенную плату. Но на то они приказчики и коммерсанты. 1 рубль в месяц - с членов шахматного кружка и 20 копеек - за входной билет с болельщиков.
“Местные Чигорины” незамедлительно устроили турнир-гандикап. Правила такого турнира предусматривали обязательную фору, которую предоставляли шахматисты более высокого уровня низшим. К примеру, игрок первой категории давал фору игроку второй - пешку и право первого хода, третьей - пешку и два хода, шахматисту четвертой категории - целого коня.
Владивостокские шахматисты увлекались и теорией. Они внимательно следили за шахматной жизнью Петербурга и всей Западной Европы. Газеты печатали биографии знаменитых Капабланки, Эйве, Ласкера, Алехина, Тарраша, Маршалла. Сообщали о турнирах и публиковали шахматные задачи.
В 1903 году свое общество организовали двести владивостокских туристов. Деятельность этого коллектива сводилась к прогулкам пешком в окрестностях города и к поездкам в соседнюю Японию. Например, туристы в 1911 году обычно шли до станции Океанская и близ фанерного завода играли “в большой и малый мяч”, т. е. в волейбол и теннис. Если решался вопрос с музыкой, устраивались танцы. В город после такого отдыха туристы возвращались уже на поезде.
Появились велосипеды. И жители Владивостока и Никольска-Уссурийского (Уссурийска) при всяком удобном случае выражали бурный восторг при виде людей, несущихся наперегонки “на огромных железных ободьях, обтянутых резиной”.
Заглянем на страницы газеты “Уссурийская окраина” за 16 июля 1913 года. Под заголовком “Спорт” здесь помещена восторженная корреспонденция об открытии велосипедного сезона в Никольске-Уссурийском. “На циклодроме сада “Зеленый остров” состоялись первые в этом сезоне велосипедные гонки при участии лучших местных сил. После традиционного парадного выезда всех участников состоялось установление рекорда на дистанцию 1 круг - 100 саженей (213 м). Рекорд поставлен
г-м Пяста, показавшим скорость 21,3 секунды”. Г-н Власьев проехал 2 версты за 2 мин. 40 сек. Лучшие велосипедисты покрывали 20 и 10 верст за 46 мин. 30 сек. и 19 мин. 30 сек.
Велосипедисты соревновались не только в скорости, но и в умении водить велосипед без руля. В такие состязания вносилось что-то от циркового искусства. Особенно много смеха у публики вызывали велосипедные гонки с препятствиями.
В середине августа 1913 года в бухте Золотой Рог состоялся большой водный праздник. 50 пловцов соревновались, кто быстрей проплывет дистанции на 300, 100 и 50 м. Первым на всех дорожках был некто И. Е. Татаркин. Дамы не отставали, и 12 из них соревновались в плавании на 75 м. Мужчины состязались также в прыжках с вышки и в “нырянии с наибольшей задержкой под водой”. Целых 43 секунды под водой пробыл Д. И. Богданов. Затем несколько команд сыграли в водное поло, состоялись гонки на яхтах и шлюпках.
Время от времени во Владивостоке проводились легкоатлетические соревнования. Некоторые результаты спортсменов были весьма высоки не только для того времени. Некто Шашков в беге на 100 м показал великолепное время - 11 секунд. В метании копья поразительного броска на 53 м 60 см (новый всероссийский рекорд) добился Коломийцев. Рекорды в толкании ядра и метании диска составили соответственно - 9 м 70 см и 32 м 50 см, в прыжке с шестом - 2 м 55 см, в высоту - 1 м 55 см (иногда прыжки в высоту называли прыжками в ширину), в длину - 5 м 75 см.
И в те годы во Владивостоке снега выпадало так мало, что о лыжах никто и не думал. Зато популярен был русский хоккей (с мячом). Кстати, этим видом спорта наравне с мужчинами увлекались и женщины. “Красив хоккей при игре дам, - восхищался корреспондент одной из газет. - Благодаря меньшей физической силе игра приобретает некоторую нежность: нет редких, сильных сокрушающих ударов”. Самыми сильными мужскими командами считались гимназические. Старшеклассники - подростки и юноши - обычно “били” взрослых хоккеистов с крупным счетом.
Зимой 1910 года во Владивостоке был разыгран приз “первого конькобежца города”. Рекорды на 500 и 5000 м равнялись соответственно 1,04 и 11.56,6 секунды. Каток площадью 2000 кв. сажен (4200 кв. м) заливали у Адмиральской пристани. Зимой 1911 года здесь впервые показали свое искусство местные фигуристы.
Нетерпеливый читатель давно уже, наверное, задался вопросом: а был ли футбол в то время? Был и футбол, были и болельщики. В футбол в дореволюционном Владивостоке начали играть с лета 1912 года, к услугам спортсменов имелись две площадки, одна на ипподроме (ныне стадион “Авангард”), вторая рядом с Морским ведомством. Футбольные команды обычно создавались из тех же хоккеистов. Одна из команд круглый год так и представляла “Хоккей-клуб”. До конца лета игроки тренировались, встречались между собой в товарищеских матчах. И только к осени открывались официальные турниры. Форма игроков состояла из брюк и рубахи одного цвета. Команды не всегда выступали в полном составе, а запасные считались роскошью.
В 1913 году во Владивостоке было создано девять “правильных футбольных организаций”, причем некоторые из них имели по две команды. Самыми именитыми кроме “Хоккей-клуба” были “Интернациональ”, “Спорт”, а также команды, представлявшие торговый дом Чуриных, гимназистов и вольноопределяющихся. Чаще команды называли по цветам их рубашек. Так, “интернационалы” всегда были белые, гимназисты - синие, “спортсмены” - красные, команда вольноопределяющихся - фиолетовой. Газеты, к примеру, писали: “Состоялся футбольный матч между голубой командой и командой реального училища...”
В 1913 году впервые было разыграно городское футбольное первенство. Вот как комментировала местная печать одну из игр на звание первой команды Владивостока. “Встретились команды общества “Спорт” и вольноопределяющихся (в дореволюционной России - мужчины, несущие воинскую службу по собственному желанию, но обязательно имеющие определенный образовательный ценз и без криминального прошлого). Игра носила оживленный характер. Немного мешал свежий восточный ветер, удерживая мяч на одной стороне поля. В отдельные моменты игра была очень красивой, но особой сыгранности ни с той, ни с другой стороны не было заметно. Довольно слабо играли форварды вольноопределяющихся, но зато их беки (защитники) держали мяч прекрасно и хорошо передавали его. У “Спорта”, наоборот, лучше играли форварды и временами показывали сильную передачу, но их беки не были на высоте положения и часто делали корнер (выбивали мяч за линию своих ворот), и один из них даже забил гол в свои ворота. В результате “Спорт” проиграл 0:2".
“Футбол захватывает, - признавался комментатор, скрывавшийся под псевдонимом Спортсмен. - Громадное значение имеет личная ловкость и корректность (игра ведется ногами), - подчеркивал репортер, - а также крепость организма. Бывают моменты, когда зрители настолько увлекаются отдельными фазисами игры, что на их лицах так и видно желание разбежаться самим и ударить мяч...”
Футбольные матчи по тому времени собирали немало зрителей даже в непогоду. Так, на одном из последних матчей в холодном октябре “публики собралось около 400 человек, и была прислана рота солдат для наглядного обучения игре в футбол”. А страсти футбольные и на заре века были не менее жаркие, чем сегодня.
Глубокой осенью 1913 года состоялась первая междугородная встреча: Никольск-Уссурийский принимал владивостокцев. Силы оказались слишком неравны: более опытные владивостокцы дважды разгромили соперников со счетом 7:0 и 10:0. Но уже в следующем сезоне никольцы взяли реванш. Они выиграли и у лучшей команды Владивостока - футболистов гимназии, и у сборной города.
В 1914 и 1915 годах состоялись, очевидно, первые в спортивной истории русского Дальнего Востока международные футбольные встречи. Сборная Владивостока начисто обыграла представителей родины футбола - моряков с английских кораблей “Гленгайл” и “Толтибиус” со счетом 8:0 и 3:1. Кроме того, с заезжими моряками владивостокцы соревновались и в бейсболе.
Увлечение футболом перекинулось в села Черниговка и Раздольное. Здесь тоже появились “футбольные кружки”. Как отмечала пресса, 1915 год был отмечен повальной эпидемией игры в футбол. И все же нельзя не отметить, что в той же Черниговке, например, относились к спорту не просто “индифферентно, но даже враждебно”.
Спортом в дореволюционном Приморье занимались в основном служащие торговых фирм, офицеры, гимназисты-старшеклассники. Любительский спорт сам собой угас к восемнадцатому году. Только с конца 20-х годов уже при новой власти - советской - занятия спортом получили новый толчок, сбылась, как писали газеты в начале века, “надежда, что в будущем футбол и другие спортивные игры завоюют... права гражданства”.
На снимке: конькобежцы Владивостока (1914 г.)
(Фото из архива Владимира Коноплицкого)
Автор: Евгений СУВОРОВ, действительный член Общества изучения Амурского края, специально для "В"