Попечительский совет: иметь или не иметь?

“Помогите! Устали бороться с поборами в школе! Каждый месяц классный руководитель требует вносить деньги на моющие средства. Согласитесь, если каждый ребенок принесет 10-30 рублей в месяц на мыло и порошок, можно всю школу вымыть до блеска, а не только кабинет. Однако ни школа, ни класс не блестят. Так куда же идут деньги, собираемые с родителей каждый месяц?!” - подобных возмущенных звонков в редакции раздается великое множество. Разница только в требуемых суммах и номерах школ.

1 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №745 от 1 март 2000
“Помогите! Устали бороться с поборами в школе! Каждый месяц классный руководитель требует вносить деньги на моющие средства. Согласитесь, если каждый ребенок принесет 10-30 рублей в месяц на мыло и порошок, можно всю школу вымыть до блеска, а не только кабинет. Однако ни школа, ни класс не блестят. Так куда же идут деньги, собираемые с родителей каждый месяц?!” - подобных возмущенных звонков в редакции раздается великое множество. Разница только в требуемых суммах и номерах школ.

Выступление по радио и. о. главы городской администрации Юрия Копылова, в котором он заявил однозначно, что школа не имеет права требовать с родителей финансирования ремонта, ситуацию не изменило. Некоторые родители, последовавшие совету и. о. мэра, уже пожалели об этом, поскольку почувствовали давление на собственных чад со стороны учителей.

Тех тоже понять можно - директора школ требуют, чтобы в классах был порядок. А поскольку любой порядок зависит от финансовых вложений, педагоги оказываются перед сложной дилеммой: либо просить о помощи родителей, либо изыскивать деньги самим, вплоть до выкраивания из собственного скудного бюджета. Как же во всей этой ситуации выжить школе, если скудное финансирование не в состоянии покрыть нужды учебного заведения? Старые добрые примеры шефской связи, когда крупные предприятия или воинские части помогали школам по мере необходимости деньгами или ремонтом, уже перешли в разряд воспоминаний. Как же сегодня выжить народному образованию? Как вести себя педагогу, чтобы не вызвать гнев вышестоящих инстанций и не пойти вразрез с собственными принципами и совестью?

Урегулировать вопрос с денежными поборами призваны попечительские советы, которые должны создаваться при школах в соответствии с указом президента, вышедшим немногим более полугода назад. И хотя разговоры об этом ведутся уже давно и на разных уровнях, а кое-где они уже действуют, для педагогов, а тем более родителей роль попечительского совета в школе ясна не до конца. Опрос жителей Владивостока показал, что понятие “попечительский совет” ассоциируется у многих с родительским комитетом. Правда, несколько респондентов вспомнили, что попечительский совет в школе обязан заниматься решением денежных вопросов.

Вот как комментирует ситуацию начальник управления народного образования администрации Приморского края Константин Межонов:

- Все, что касается учебного плана в стенах школы, - бесплатно. Платными могут быть лишь внеплановые услуги, если речь идет о принудительных поборах в школах, то урегулировать эту проблему могут и родительские комитеты. В их силах наладить контроль за расходованием средств, собираемых с учащихся. Ни педагоги, ни администрация школ не вправе требовать с родителей деньги. И советую родителям о подобных фактах сообщать в районные отделы народного образования. Другое дело, если решение о взносах на ремонт либо другие нужды школы вынес родительский комитет. Но здесь подход должен быть строго дифференцирован в соответствии с доходами каждой семьи. И тем более недопустимы гонения на ребенка, если его родители не в состоянии выкроить из семейного бюджета некую сумму.

- Константин Анатольевич, каковы основные функции попечительского совета?

- Прежде всего привлечение инвестиций в школу и контроль за финансированием учебного заведения в рамках, означенных в смете. Причем членам совета требовать от учредителей исполнения сметы гораздо проще, чем, скажем, директору школы, поскольку они не подчиняются администрации района или города. В отличие от родительского комитета в попечительский совет могут входить не только родители, но и руководители крупных учреждений, влиятельные люди, которым под силу привлечь к школе внимание спонсоров.

Кроме основной финансовой деятельности попечительский совет может организовывать проведение независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников, содействовать введению инновационных обучающих программ, планировать массовые школьные мероприятия и многое другое.

- На сегодня разработано примерное положение о попечительском совете...

- Этот документ включает в себя общие положения создания совета, являющегося государственно-общественным органом управления образованием, его состав, задачи, права, ответственность и другие важные для работы моменты. Однако поскольку данное положение не типовое, оно может служить лишь общим направлением в работе органа. Закон “Об образовании” дает право каждому образовательному учреждению разрабатывать подобный документ самостоятельно, лишь бы он не противоречил уставу этого учреждения.

“Получится ли?” - сомневаются практики

В гимназии № 1 Владивостока попечительский совет действует с 1991 года. Поэтому небезынтересно мнение директора гимназии Людмилы Скукиной:

- Та схема, которая выработана министерством, вряд ли сработает на местах. По сути, нам предлагают вернуться к шефской помощи лишь с той разницей, что теперь в роли шефа выступает богатый дядя. Хорошо еще, если речь идет о городской школе, а что говорить о районах края? Где уж там сыскать добровольного спонсора! Попечительские советы в данном случае могут лишь отстаивать финансирование школы перед районными администрациями в рамках, предусмотренных сметой. Если школы не построят собственный механизм работы совета, применимый только к конкретному учебному заведению, вряд ли будет толк от новой организации.

- По какой схеме работает попечительский совет в вашей гимназии?

- Гимназия практически не финансируется городским бюджетом чуть ли не с первых дней. Нельзя считать финансированием те жалкие крохи, которые нам выделялись: 1000 рублей в декабре 1998 года, которых хватило на порошок и мыло, и 300 рублей на аптечки. В этом году нам выделили 10 кг моющих средств и немного посуды для школьной столовой. Но в школе обучается около 1300 учащихся. Проблемы же благоустройства - это не только чистые кабинеты, тем более что здание, в котором мы занимаемся, очень старое и требует больших вложений для поддержания его в рабочем состоянии.

Вся техническая база гимназии создана благодаря добровольным пожертвованиям родителей. Более того, сами ребята в мастерских ремонтируют старую мебель, придают ей эстетичный вид. Что касается попечительского совета, который координирует всю финансовую деятельность нашего учреждения, форма его отработана годами. Мы не стали искать “авторитетное лицо” на стороне. В состав совета входят представители от каждого класса (есть и юристы, и специалисты-налоговики, и медики, и работники финансовых учреждений), педагоги, администрация школы. Постоянно работает ревизионная комиссия, которая один-два раза в квартал представляет на рассмотрение совета финансовые документы. Все доходы и расходы оприходованы в специальном журнале, а копии документов передаются в централизованную бухгалтерию. По окончании учебного года ревизионная комиссия полностью отчитывается перед попечительским советом, а затем перед родителями. Для удобства мы проводим отчеты не перед общешкольным родительским собранием, а по параллелям - нужды и затраты начальных классов отличны, скажем, от нужд среднего звена. Деньги под роспись собирает один из родителей, утвержденный попечительским советом.

- Существует ли дифференцированный подход к денежным сборам, ведь у родителей разный достаток?

- Безусловно. Если в семье трое детей - родители вправе не делать взносы. Мамы-одиночки тоже освобождаются от этого. У нас есть такие семьи, которые в силу скудости бюджета никогда не платили. Однако радует то, что есть и такие родители, которые, почувствовав, что финансовое положение семьи выправилось, сами предлагают помощь, пусть разовую - и на том спасибо.

Понятно, что основное в работе попечительского совета - это тонкая, дипломатическая работа. Люди не должны чувствовать себя ущербными, если в этом месяце они не смогли внести свой вклад в благоустройство школы - завтра они это сделают с удовольствием, зная, что каждый вложенный рубль не будет потрачен впустую. Только совместно родители и педагоги смогут добиться успеха.

Автор: Елена МАНИНА, "Владивосток"