Энергетическая катастрофа назначена на 2002 год
Финансовое положение “Дальэнерго” по итогам 1999 года просто ужасно. Как сообщил в понедельник на пресс-конференции главный инженер “Дальэнерго” Дмитрий Тарасов, убытки АО только за прошлый год составили 550 млн. рублей. У компании денег нет ни на зарплату, ни на выплату долгов, ни на ремонт оборудования. Такими темпами, по заверению Тарасова, уже через два года из строя будет выведено 70 процентов энергетического оборудования, компанию захлестнет волна забастовок, и Приморье постигнет энергетический коллапс.
Финансовое положение “Дальэнерго” по итогам 1999 года просто ужасно. Как сообщил в понедельник на пресс-конференции главный инженер “Дальэнерго” Дмитрий Тарасов, убытки АО только за прошлый год составили 550 млн. рублей. У компании денег нет ни на зарплату, ни на выплату долгов, ни на ремонт оборудования. Такими темпами, по заверению Тарасова, уже через два года из строя будет выведено 70 процентов энергетического оборудования, компанию захлестнет волна забастовок, и Приморье постигнет энергетический коллапс.
Главными причинами всех своих бед “Дальэнерго” считает низкий энерготариф, который устанавливает региональная энергетическая комиссия, и неплатежи потребителей. По словам руководства “Дальэнерго”, размер энерготарифа в 38,9 коп. за кВт/ч, неизменный уже несколько лет, гораздо ниже себестоимости, которая составляет 45 коп. за кВт/ч. Это практически не оставляет шансов энергосистеме на выживание, а тут еще и разного рода потребители задолжали “Дальэнерго” примерно 4,2 млрд. рублей.
Самое обидное для энергетиков то, что повлиять на ситуацию они не в состоянии. РЭК им не подчиняется, а у бедных потребителей просто физически нет денег, чтобы платить за свет и тепло. Вот и приходится руководству “Дальэнерго” в очередной раз пугать общественность резкими заявлениями.
Это сладкое слово – реструктуризация
“Страшилки” от “Дальэнерго” удивительным образом совпадают с целой чередой февральских событий вокруг РАО “ЕЭС России”. Вначале Анатолий Чубайс выложил карты на стол. Признал “тайный”, давно инкриминировавшийся ему умысел. Навсегда покончил с разговорами, сопровождавшими его с момента, когда перестало быть секретом желание пересесть из правительственного кабинета в кресло главы всей энергетики.
Недоброжелатели Чубайса все время подозревали, что, несмотря на “неожиданно” проявившуюся в “молодом реформаторе” симпатию к взаимозачетам и принудительному ограничению экспорта нефтепродуктов, он пришел в РАО для того, чтобы провести глубокую приватизацию электроэнергетики. И в этом предположении есть глубокий смысл: если всерьез провести структурную реформу электроэнергетики, весь экономический пейзаж круто переменится - едва ли меньше, чем от чубайсовской же массовой приватизации.
Итак, в феврале Чубайс признал, что РАО “ЕЭС” готовит “контуры программы” по “глобальной реструктуризации электроэнергетической отрасли”. Жест, как это часто бывает у Чубайса, оказался эффектным, продуманным и в то же время несколько театральным и отчаянным. Отчаянность возникает оттого, что успех анонсированного главным энергетиком мероприятия, мягко говоря, не предопределен. Привлечение иностранных акционеров в отрасль не может не вызвать оппозиционные настроения в самых разных политических и хозяйственных кругах (что уже и произошло в Приморье). Но деньги надо откуда-то брать, в первую очередь на ремонт систем и обновление оборудования, а поднимать тарифы уже самоубийственно.
Плати за нас, плати больше нас, плати лучше нас!
Сам же Чубайс в отличие от своих подчиненных во Владивостоке всего несколько дней назад говорил, будучи “героем дня” на НТВ: “Как раз в ближайшие два-три месяца никаких реальных мер по повышению тарифов мы не планируем. Не раз в неделю же повышать тарифы? Это было бы неправильно. Но есть и другая сторона дела. Если мы покупали всего год назад мазут, наше основное топливо, по 500 рублей за тонну, то сейчас мы платим за него в лучшем случае 1200. В лучшем случае. То есть цена выросла в 2,5... ну в 2,2 раза”.
Между тем Александр Иус, представитель топливно-энергетического департамента администрации края и сам профессиональный энергетик, “дальэнерговские страшилки” комментирует просто: “По краю начались отключения: “Дальэнерго” тут же кивает на “ЛуТЭК”, но ведь деньги для обеспечения его работы Москва пропускает через счета “Дальэнерго”.
Добавим, что энергорасползание страны, может быть, началось в Приморском крае, но не на Тихом океане свой закончило поход – мерзнут и живут при лучинах люди по всей России: в Райчихинске, Самаре, Воронеже…
Но глава РАО упрям: “Я думаю, что рост уровня тарифов на энергетику - это абсолютно объективная закономерность, какой бы болезненной она ни была. Независимо от того, кто командует РАО “ЕЭС”, реальный, обоснованный экономическими законами уровень затрат на энергетику должен быть существенно повышен”.
Еще бы! Речь ведь о прибыли. Анатолий Чубайс признает: “Население - самый лучший плательщик из всех существующих. В срок, в полном объеме, а самое главное, живыми деньгами, без всяких бартеров. Самый тяжелый наш потребитель, как это ни печально, это государство. Причем и на федеральном уровне, федеральные министерства и ведомства, и на городском, муниципальном уровне, особенно в том, что касается тепла. Там наша главная проблема”.
Так какова форма собственности наших энергетических АО? Мы почему-то думали, что государственная. Но платит “лучший плательщик”…
Экспортный мегаватт
Признав планы реструктуризации, Чубайс оказался в сложном положении: Владимир Путин в качестве примера расхлябанности и разболтанности государственного механизма привел энергетиков, сославшись на данные по доле денежной выручки в их сборах. Тут же представителям ЕЭС пришлось объясняться по поводу выступления зампреда правления Валентина Завадникова в Лондоне, как сообщалось, презентовавшего потенциальным клиентам план реструктуризации холдинга. Кстати, Завадников – наш, выходец из Находки. Можем гордиться…
Затем план реструктуризации РАО “ЕЭС” осудил единственный представитель Минтопа в совете директоров РАО Виктор Кудрявый. У главы министерства Виктора Калюжного план тоже вызвал недовольство.
Но всю дискуссию Чубайс уже перевел в совершенно другую плоскость: кому теперь интересно обсуждать, вышло РАО “на нулевую отметку” в оплате мазута нефтяным компаниям или нет, или, как в нашем случае, платит ли “Дальэнерго” “ЛуТЭКу” и почему график мощностей всех остальных станций снижается уже в плановом порядке? Куда важнее, допустят ли иностранный капитал к производящим мощностям ЕЭС. И будет ли электричество из Приморья продаваться в Китай.
Малые величины
Пока электроэнергетика является генератором неплатежей, интерес к ней не может быть слишком велик ни на отечественном, ни на международном фондовых рынках, и продажа небольших пакетов акций электростанций не может принести бюджету весомого дохода. Но если правительству удастся отладить исполнение бюджета в части платежей за использование энергоресурсов и привести энергопотребление в большее соответствие с возможностями бюджета, энергетика станет прибыльной отраслью. Тогда продажа даже небольших пакетов сможет принести правительству ощутимый доход. А вторая причина, которая будет подталкивать правительство к привлечению иностранных инвесторов, - необходимость замены оборудования на электростанциях, большая часть которого окончательно устареет к 2005-2015 годам.
Но, как это уже часто бывало с планами Чубайса, в них не учитываются “малые величины”: способно ли будет государство оплатить свои собственные долги перед энергетиками, способно ли будет выдержать население рост энерготарифов, способны ли будут рядовые энергетики жить и дальше без зарплаты.
Повторим по пунктам всех “малых”: государство, население и сами энергетики. У РАО и “Дальэнерго” есть заботы поважнее мелочей…
Автор: Отдел новостей "В"