Вчера по три. Завтра по пять?

Самым доступным, недорогим и надежным транспортом для владивостокских пассажиров становятся собственные ноги.

29 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №744 от 29 февр. 2000

Самым доступным, недорогим и надежным транспортом для владивостокских пассажиров становятся собственные ноги.

Рановато мы перестали спрашивать водителей коммерческих пассажирских автобусов, сколько стоит на них прокатиться. Завтра вновь придется задавать этот вопрос. Потому что с 1 марта, во всяком случае во Владивостоке, частные фирмы - пассажирские перевозчики собираются поднять плату за проезд…

Новость эта уже неделю в виде слухов ходила по краевому центру, пока в четверг пресс-служба горадминистрации все же выразила через СМИ мнение муниципального руководства. Очень расплывчатой и многозначительной фразой: цена билета, объяснили то ли паникерам, то ли крохоборам, должна быть доступной для горожан. Как хочешь, так и понимай.

Итак, есть вероятность того, что сегодня владивостокцы, да и жители других городов, в последний раз ездят на маршрутках по старым ценам – по 3–3,5 рубля. Для одних это станет просто неприятным сюрпризом, для большинства же ощутимым ударом по кошельку. В связи с этим очень даже невнятной представляется реакция городских властей.

Потому что еще в начале февраля 16 из более чем двух десятков фирм - частных перевозчиков отправили в горадминистрацию письмо с расчетами, которые, как удалось выяснить, сделали бывшие специалисты транспортной инспекции. Эти грамотные ребята посчитали по всем принятым российским нормам затраты, которые несут частные извозчики. Не забыли про солярку, про лысую резину, износ и льготников… И почему-то как-то вдруг только сейчас чиновники узнали, что себестоимость перевозки одного пассажира на наиболее сложных городских маршрутах у частников при заложенной 25-процентной рентабельности составляет от 8 до 10 рублей. Вот такие мы несем убытки, не поднимая с 98-го года цены за провоз, героически напомнили предприниматели. И продолжили. А в то же самое время за последний год цена на топливо поднялась в три раза, а инфляция – в четыре. Описав свое незавидное положение, они предупредили, что в таких условиях, без каких-либо встречных спасительных мер со стороны властей или, на худой конец, субсидий они просто вынуждены будут повысить стоимость проезда или разориться, оставив горожан пешими.

У мэрии было 20 дней. Именно такой срок для ответов по существу определил однажды нашим чиновникам губернатор края. Немного выждав, город запросил у перевозчиков дополнительные обоснования и расчеты. (Интересно, а как же до этого, на каких экономических расчетах строил транспортный отдел администрации свои взаимоотношения с частниками, на слово верил?) А еще после некоторой паузы появился вышеупомянутый пресс-релиз… Прошло как раз 20 дней.

Наша газета не раз поднимала тему городских пассажирских перевозок. Писали мы о плачевном состоянии городского муниципального транспорта. Критиковали за качество обслуживания частных перевозчиков. Не становясь на защиту тех или других, мы всегда говорили, что в этой ситуации пассажира защитит только здоровая конкуренция между дотируемым муниципальным пассажирским транспортом и коммерческим. Безусловно, при грамотном регулировании процесса со стороны властей. Одно время что-то как будто стало меняться. Всех перевозчиков лицензировали, распределили маршруты, стали вводить контрольно-диспетчерские услуги, больше того, придумали новые билеты и попытались даже безуспешно заставить частников обилечивать пассажиров.

Как показывает действительность, многовато яиц положили в одну коммерческую корзину. Пошли по простому пути и при этом почему-то забыли о том, что у горожанина должен быть выбор. Который заключается в том, чтобы по городу регулярно и в достаточном количестве ходили трамваи, троллейбусы и муниципальные автобусы. И тогда разные категории пассажиров сами определятся, на ком ездить и кому платить за проезд. До тех пор, пока этого не будет, “доступной для горожан” цена за проезд не станет.

Нам могут возразить. Ремонтируют ведь старые трамваи. Есть планы приобрести новые муниципальные автобусы. Только как-то долго закупаются и ходят с большим интервалом...

Или: ведь работали же до сих пор частники и не бузили. Работали. Сначала потому, что бизнес этот был очень выгоден, да и техника была на ходу. Потом, в прошлом году, все же зароптали, но их попросили подождать сначала до одних выборов, потом до других. При этом объявили, что есть планы купить несколько десятков муниципальных автобусов и поставить их на самые выгодные маршруты. Для многих частных перевозчиков с их подержанными корейскими автобусами это означало бы крах.

Говорят, никто не может сегодня частному извозчику диктовать цены. С другой стороны, коммерсанты-перевозчики прекрасно понимают, что планку можно поднять только до той высоты, которую сможет перепрыгнуть пассажир. Например, в Москве цена маршрутки 7 рублей. В Иркутске – 5. В Хабаровске – 4,5 рубля. А у нас пока - 3,5. Потому что последние троллейбусы и трамваи бесплатные.

Знаете, что говорит толпящийся на остановках народ, когда вдруг встанут трамваи? Вот именно. Шутят, что это частники приплачивают, чтобы бесплатный транспорт плохо работал. Люди у нас добрые и насчет того, зачем платят за такую организацию пассажирских перевозок в городе тем, кто за нее отвечает, сильно не задумываются. А зря. Иначе чиновники вынуждены были бы не отделываться полумерами и не играть в популизм, а с помощью финансовых, экономических рычагов и грамотных компромиссов организовывать пассажирское движение, находить общий язык с теми перевозчиками, которые умеют и хотят перевозить, зарабатывать на этом и развиваться дальше. И отказываться от услуг тех, кто на этом рынке собрался не возить, а покосить. И речь здесь идет по большому счету даже не о конфликте с хозяевами маршруток, а в целом о проблемах городских пассажирских перевозок. Как наземных, так и морских.

В данном же конкретном случае кое-кто предлагает сделать, как это уже было в Артеме. Там перевозчики хотели пересмотреть условия. Тогда вместо них поставили на линии пассажирский транспорт разных организаций. И он какое-то время возил горожан. Но Владивосток не Артем. Рельеф и климат иной. Здесь, пожалуй, лучше подойдет какая-нибудь динамичная и экзотическая операция.

Сегодня руководители фирм–перевозчиков дали понять, что они готовы возить даже не согласно представленному в мэрию явно завышенному расчету – по 8 – 10 рублей, а хотя бы по 5. Они уверяют, что у них нет выбора. Все это знают городские чиновники, как стало понятно из телефонного разговора с представителями транспортного отдела, скорее всего, примерно эту цифру и имели они в виду, когда рассуждали о том, что цена билета должна быть доступной для горожан. Так что, думаем, все будет как надо. Договорятся. Дожмут. Тем более что на носу еще одни выборы. Вот только ездить все равно нам. И опять выбирать не из чего.

Автор: Виктор СЕРДЮК, "Владивосток"