Увеличим доходы. За счет государственной собственности
Прошлый год в России был ознаменован масштабным событием - принята концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ. Готовился этот документ два года, но из-за постоянной смены председателей правительства его принятие раз за разом откладывалось. И только правительство В. Путина одобрило концепцию и постановлением № 1024 от 9 сентября 1999 г. обязало федеральные органы исполнительной власти организовать работу по ее реализации.
Прошлый год в России был ознаменован масштабным событием - принята концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ. Готовился этот документ два года, но из-за постоянной смены председателей правительства его принятие раз за разом откладывалось. И только правительство В. Путина одобрило концепцию и постановлением № 1024 от 9 сентября 1999 г. обязало федеральные органы исполнительной власти организовать работу по ее реализации.
Собственность - это основа экономики. Любой хозяин при планировании своих дел исходит из имеющейся у него собственности. Если у него нет ни кола ни двора, то он вряд ли начнет свой бизнес, какими бы при этом экономическими знаниями ни обладал. Уже всем понятно: необходимо поднять регулирующую роль государства, которая должна быть адекватна реально складывающемуся отчуждению государственной собственности. Если учесть, что государство по-прежнему является крупнейшим собственником, то без ясной и четкой системы управления госимуществом этого не сделать. Концепция и определяет цели, задачи, принципы государственной политики РФ в сфере управления государственным сектором экономики. Ее конечная цель - увеличение доходов бюджета от использования госимущества, а не передел собственности.
В Приморском крае для этого имеются определенные резервы. Из 838 государственных предприятий и учреждений края 660 - федеральные, 178 - краевые, 93 - акционерные общества с долей государства. По показателям эффективности использования государственной собственности Приморский край в 98-м году вошел в первую двадцатку субъектов РФ.
На вопросы, возникающие в связи с принятием концепции, отвечает первый вице-губернатор, председатель комитета по управлению имуществом Приморского края Геннадий Токуленко.
- В чем основная суть преобразований?
- Чтобы увеличить доходы бюджета от использования госимущества, им нужно эффективно управлять. При этом предполагается повысить роль отраслевых министерств, ведомств, руководителей регионов и муниципальных образований.
Сегодня государство по сути отдало госпредприятия на откуп его руководителям. Хорошо, если это честные профессионалы. Но что скрывать, на многих предприятиях проведена так называемая триединая приватизация, ведущая к их разорению.
В Приморском крае немало госпредприятий, которые не приносят доходов в бюджет, они существуют только за счет сдачи в аренду помещений. Некоторые руководители распоряжаются закрепленным за ними госимуществом как личным, бесконтрольно управляют финансовыми потоками, в том числе самостоятельно принимают решения об использовании прибыли. Чтобы деятельность унитарных предприятий отвечала интересам государства, концепция предлагает решить ряд проблем на уровне как законодательной, так и исполнительной власти, жестко регламентируя взаимоотношения государства с теми, кому передается госсобственность на правах хозяйственного ведения. На уровне Мингосимущества России подготовлено 26 таких документов.
Стоит задача - разобраться с каждым унитарным предприятием, узнать, что оно собой реально представляет, проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности, дать оценку руководителю, а также выработать меры по повышению эффективности работы предприятия либо его реорганизации. Для этого в Приморье создается межведомственная комиссия во главе с губернатором. Подобные комиссии формируются во всех муниципальных образованиях края.
В числе государственных должны остаться только те предприятия, которые выполняют такие функции, которые не могут быть реализованы предприятиями другой организационно-правовой формы. Реорганизация - вопрос непростой и болезненный. Проводить ее должны комитеты по управлению госимуществом, причем в сжатые сроки. Речь не идет о возврате к обанкротившейся административно-командной системе. Суть преобразований в том, что если государство имеет крупную собственность, то оно обязано создать систему ее рационального использования и приращения. Причем эта собственность наряду с другими функционирует в рыночных условиях, которые опять-таки формирует и активно поддерживает само государство.
- Как все это будет реализовано?
- До 1 апреля 2000 г. необходимо проверить уставы унитарных предприятий, привести их в соответствие с действующим законодательством. Согласно концепции отраслевые федеральные органы исполнительной власти ежегодно будут устанавливать по согласованию с Минэкономики РФ основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий (в том числе и долю прибыли, подлежащей перечислению в федеральный, краевой или муниципальный бюджеты). В соответствии с этими показателями станет оцениваться эффективность работы предприятий. Кроме того, возрождается существовавшая когда-то система проверки и анализа финансово-хозяйственной деятельности госпредприятий, в том числе и путем проведения балансовых комиссий. Особое внимание обращается на издержки производства, цены и другие показатели, свидетельствующие об “оседании” возможной прибыли.
- Каким-то образом соответствие руководителя занимаемой должности будет проверяться?
- Безусловно. Если предприятие не будет приносить прибыль, то с руководителем контракт расторгается. В связи с этим планируется проведение ежегодной аттестации всех действующих директоров предприятий. Первыми ее пройдут руководители успешно работающих унитарных предприятий. С каждым из них предполагается заключить контракт, предусматривающий, с одной стороны, обязанности и ответственность руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности, с другой - определенные социальные гарантии и защиту от неправомерных действий со стороны любых лиц.
- Не секрет, что руководители нередко используют получаемые доходы в корыстных целях...
- Потери бюджета происходят при сдаче в аренду госсобственности, когда арендная плата устанавливается ниже рыночных расценок или расценок, утвержденных Мингосимуществом России. Не секрет, что такие договоры заключаются руководством предприятий небескорыстно.
Чтобы “закрыть” одну из названных проблем, Примкомимущество провело конкурс среди профессиональных компаний, лучшим из которых предоставлено право проводить рыночную оценку объектов государственной собственности. В крае будет продолжено формирование реестра государственной собственности. Без него подчас нельзя зарегистрировать отдельный объект, правильно сформировать, оценить, оформить и проконтролировать его использование.
Концепция наметила меры по совершенствованию деятельности хозяйственных товариществ и акционерных обществ, имеющих долю государства. Из 93 АО, расположенных в Приморье и имеющих долю государства, дивиденды выплачивают лишь четыре. Как правило, руководители АО приводят массу доводов о необходимости направления средств не на дивиденды, а на развитие производства. Однако на практике используют их на приобретение в служебное пользование шикарных иномарок, роскошной офисной мебели, суперремонт, загранкомандировки и пр. Такой порочной практике будет положен конец.
Следует обратить внимание и на такой факт, как возрождение системы материальной и уголовной ответственности за незаконное или халатное использование госимущества. В связи с этим предполагается поднять роль всех институтов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
- Такого количества государственных объектов, как в России, нет ни в одной цивилизованной стране мира. Значит ли это, что приватизация будет продолжена?
- Приватизации по старому типу не будет. Теперь ее целью должна стать эффективность функционирования предприятий, а не только оптимизация бюджетных поступлений. Самое главное - сохранить рабочие места и добиться стабильного подъема производства. Концепция предполагает приватизировать высоколиквидные предприятия, при этом оценка предприятия должна быть максимально приближена к мировому уровню.
При приватизации низколиквидных предприятий предпочтение будет отдаваться крепким собственникам. В некоторых случаях предусматривается продажа предприятий по символической цене, при условии, что новый собственник готов выполнить инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством, не говоря уже о реализации бизнес-планов.
Если удастся выполнить хотя бы часть той программы, что изложена в концепции, то положительные перемены наше общество должно ощутить уже в ближайшее время. Ведь речь идет не о каких-то абстрактных понятиях, а о реальных категориях - ликвидации безработицы, возобновлении работы предприятий, повышении жизненного уровня, пополнении бюджетов, а в итоге - о возрождении национальной экономики.
Автор: Тамара ВОЛКОВА, специально для "В"