Звероводческое хозяйство радирует: “SOS”!
Впрочем, практически звероводческого хозяйства, бывшего племзверосовхоза “Силинский”, расположенного в поселке Оленьем города Артема, уже нет. Оно ликвидировано. И 150 человек, бывшие звероводы, поставлены на учет в городской службе занятости как безработные. Начиная с декабря прошлого года от голода на сегодня погибло 6 тысяч норок. Мор коснулся и оленьего стада. Падеж - более 30 особей этого копытного (всего было около 700).
Впрочем, практически звероводческого хозяйства, бывшего племзверосовхоза “Силинский”, расположенного в поселке Оленьем города Артема, уже нет. Оно ликвидировано. И 150 человек, бывшие звероводы, поставлены на учет в городской службе занятости как безработные. Начиная с декабря прошлого года от голода на сегодня погибло 6 тысяч норок. Мор коснулся и оленьего стада. Падеж - более 30 особей этого копытного (всего было около 700).
У разбитого корыта
Сейчас уже как-то вроде бы и неуместно вспоминать былые “фанфары”, но и на российских, и на зарубежных аукционах “мягкое золото” “Силинского” котировалось очень высоко. По завершении сезона до 60 тысяч высококачественных шкурок норки различных оттенков - от белой и сапфировой до коричневой - находили своих покупателей. Все это было. Были и призовые, самые первые места, завоеванные по отрасли в масштабах всей России. А именитые звероводы, проработавшие в хозяйстве по нескольку десятилетий, целые династии - они и сейчас есть. Только остались у разбитого корыта.
В 92-м племзверосовхоз трансформировался в АОЗТ “Силинское” - и это хозяйство не минуло поголовное акционирование, проводившееся в стране, наверное, примерно так же, как когда-то коллективизация. А дальше путь - тоже как у многих, увы, к банкротству. В 97-м введено арбитражное управление. Этот год ознаменован и другим событием: родилась могучая вроде фирма - ЗАО “Агропушнина”. Она вобрала в себя 10 звероводческих хозяйств края, в том числе и АОЗТ “Силинское”. Все они стали филиалами созданного ЗАО. Структура новоявленного объединения была усложненной: в “Агропушнину” вошли люди и зверопоголовье, имущество же пока принадлежало бывшим совхозам.
Но многие хозяйства уже медленно “умирали”, распад отрасли начался еще в 95-м. Чем занималась “Агропушнина” как головная организация? Централизованными поставками кормов, реализацией продукции, организацией производства, получением кредитов, финансированием хозяйств. В 98-м краевая дума своим решением утвердила выделение 40 млн. рублей для поддержания звероводческих хозяйств. Однако это была всего половина от необходимых средств. И затормозить полный распад отрасли уже было невозможно. Тем более что с начала 99-го ни один банк не стал выделять кредиты ЗАО “Агропушнина”, отрасль становилась убыточной, и банковские ссуды уже не возвращала. Вот и получалось, что 98-й год звероводы еще как-то прожили, а в 99-м отрасль со страшной силой начала терзать бескормица...
В июне 99-го рождается новый “монстр” - ЗАО “Агромех”. Ему продается имущество звероводческих хозяйств. Имущественный комплекс филиала “Агропушнины” - АОЗТ “Силинское”, который, оцененный в 18,5 млн. рублей, отошел “Агромеху” всего за 400 тыс. рублей. Однако взамен этого “Агромех”, в свою очередь, гарантировал сохранение профиля хозяйства в течение трех лет, а также не менее 150 рабочих мест в нем. Гарантировал, но... Задача у “Агромеха” была одна - изыскивать финансирование для гибнущей звероводческой отрасли. Однако какой волшебник способен нынче решать денежные проблемы?
Надежда умирает последней?
Много лет являющийся бессменным директором зверохозяйства “Силинское” Михаил Таран так обрисовывает события ужасного для отрасли минувшего года. Перечисляет хозяйства, в которых уже в 99-м погибли зверьки полностью: “Амурское”, “Реттиховское”, “Валентиновское”... В филиале “Октябрьский” осталось всего 900 самок основного стада (а было 23 тыс.). Те хозяйства, что выжили, получали в качестве приплода по 0,5 - 0,8 щенка от самки (нормой всегда было 4-5 щенков). В октябре этого тяжелого года введено конкурсное управление и в ЗАО “Агропушнина”. Нависла угроза его ликвидации вместе со всеми 10 филиалами. Такой штрих: если на 1 января 99-го в “Агропушнине” насчитывалось в целом 135 тыс. самок основного стада, на эту же дату 2000-го - 22 тыс.
В Артеме, чтобы предотвратить полный крах такого сильного некогда и очень богатого, теоретически перспективного и по сей день хозяйства, в спешном порядке (еще летом 99-го) создается своя фирма - ЗАО “Артемпушнина”. “Агромех” передает зверопоголовье “Артемпушнине”. Но передача эта осуществлена только на бумаге, расплатиться за стадо в “Силинском” нечем. У хозяйства не на что покупать корма, долги и перед рыбаками (здесь имели дело с мелкими рыбацкими объединениями) исчисляются в 3 млн. рублей. И тем теперь не на что отремонтировать суда перед началом прибрежного лова. Замкнутый круг. ЗАО “Артемпушнина” из-за безденежья оказалось мертворожденным предприятием. Какова сейчас ситуация в хозяйстве - говорилось выше. Осталось всего 8 тыс. норок, из них самок - 5 тыс. И если после того, как прошел первый крупный падеж, достали небольшое количество кормов и как-то еще кормили зверьков, то сегодня снова в хозяйстве кормов нет. Ситуация патовая еще и из-за дикого роста цен. В прошлом году рыба (основной корм для норок) стоила 4-5 рублей (в 98-м - 1 рубль 20 копеек), в этом уже - 5-7 рублей за килограмм.
Выхода нет? В хозяйстве с этим смириться не могут. Это значит поставить крест на всем: на поселке, его людях (1800 человек), на нажитом опыте и в общем-то прибыльном деле при разумной жизни. Кстати, поселок Олений стоит на значительном удалении от центра Артема, расположен на берегу реки Майхе. Другого дела здесь нет, все жили от звероводства. Здесь держат еще пятнистых оленей, заготавливают панты, из которых готовят пантокрин - ценное лекарство. Выход здесь видится в одном - в слиянии звероводства с каким-либо серьезным рыболовецким хозяйством. Такой тандем, считают здесь, дал бы прекрасный результат. Ведь у рыбаков обычно хватает отходов, несортовой рыбы. Прецедент уже есть. Находкинская БАМР взяла под свою опеку звероводческий филиал “Агропушнины” “Тигровый” (г. Партизанск). Артемовские звероводы тоже пока еще надеются на спасение.
Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"