Бывшего генконсула США суд ищет через МИД
Сегодня, 22 февраля, в Ленинском районном суде должно состояться рассмотрение иска прокурора Владивостока Юрия Мельникова к бывшему генеральному консулу США во Владивостоке Дагласу Барри Кенту о возмещении вреда, причиненного здоровью. Иск предъявлен в интересах Александра Кашина, серьезно пострадавшего более года назад - 2 октября 1998 года по вине г-на Кента в автомобильной аварии.
Сегодня, 22 февраля, в Ленинском районном суде должно состояться рассмотрение иска прокурора Владивостока Юрия Мельникова к бывшему генеральному консулу США во Владивостоке Дагласу Барри Кенту о возмещении вреда, причиненного здоровью. Иск предъявлен в интересах Александра Кашина, серьезно пострадавшего более года назад - 2 октября 1998 года по вине г-на Кента в автомобильной аварии.
Городской прокурор просит суд взыскать с Дагласа Кента в пользу Александра Кашина компенсацию морального ущерба в размере 2 миллионов 600 тысяч рублей, а также по 1278 рублей ежемесячно с момента установления инвалидности. Последняя сумма является средним по Приморскому краю на октябрь 1998 года заработком.
Однако с большой долей вероятности можно предположить, что ни сам Даглас Кент, ни кто-то из его представителей не явятся для участия в рассмотрении гражданского дела. Впрочем, обо всем по порядку.
Напомним, что 27 октября 1998 года г-н Кент, управлявший автомашиной “Шевроле блейзер”, которая была зарегистрирована на него же, столкнулся с “Тойотой-Камри”. Александр Кашин, пассажир последней, получил тяжкие телесные повреждения. Позже он был признан инвалидом 1-й группы со 100-процентной степенью утраты трудоспособности.
На момент совершения ДТП генеральный консул США во Владивостоке пользовался иммунитетом от российской уголовной юрисдикции, и уголовное дело, первоначально возбужденное УВД Владивостока по статье 264, часть 4 УК - “нарушение правил дорожного движения”, было прекращено. Хотя доказательства вины Дагласа Кента и были собраны, правительство США отказалось рассматривать просьбу Министерства иностранных дел РФ о лишении Кента иммунитета. Последний потом был отозван из Владивостока.
Однако на гражданско-правовые отношения, а это как раз и есть возмещение морального вреда, дипломатический иммунитет г-на Кента не распространяется. Поэтому гражданский иск Юрия Мельникова ни в коей мере не противоречит законодательству. В Ленинский суд дело поступило 4 ноября 1999 года. С этого времени и начались мытарства суда по поводу обнаружения Кента. “Дата слушания дела уже назначалась дважды, но ответчик не являлся и не давал о себе знать. Повестка в суд направлялась по почте в последнее известное нам место работы Дагласа Кента - генеральное консульство США. Ответа не было. Не было даже телефонного звонка оттуда. После этого работник суда лично сходил в консульство, которое через дорогу от нас, но там документы мы вручить никому не смогли. Сотрудник консульства отказался это сделать, поскольку исполнение судебных решений других стран не входит в их компетенцию, самого Кента на месте нет. Ведь в деле Александра Кашина Даглас Кент фигурирует как частное лицо. Отказались нам и сообщить, где сейчас находится ответчик по гражданскому делу”, - говорит председатель Ленинского районного суда Николай Кучинский.
После этих отказов Ленинский райсуд обратился в представительство МИДа России во Владивостоке с просьбой посодействовать в поисках Кента. Пока они не увенчались успехом. Слушать же дело без ответчика можно, но только в том случае, если факт вручения повестки в суд последнему был документально подтвержден. Без этого опротестовать решения первой инстанции в краевом суде не составит большого труда.
В принципе в этой истории можно понять и проблемы, свалившиеся на Ленинский районный суд, порассуждать об уважении к законам другой страны человека, олицетворявшего в Приморье хваленые американские демократию и законопослушание, но возникает резонный вопрос: почему в суд иск не поступил раньше? Когда Кент был во Владивостоке и было возбуждено уголовное дело, практически сразу стало ясно - американцы своего человека не сдадут и от иммунитета не откажутся. Потом, когда он уже убыл из России, появились иск прокурора и поиски Кента через дипломатические каналы. А ведь все можно было решить раньше, сразу подав в суд. Выходит, что теперь правоохранительные органы грудью встали на защиту законных интересов пострадавшего Кашина, а раньше об этой ситуации и о том, чем она обернется, и знать не знали, и предположить не могли.
Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток"