Почему Приморье не производит ничего путного?

На всякий случай оговорюсь: я отечественного производителя нежно люблю и при каждом удобном случае стараюсь выбрать родной товар. Увы, случаи такие не шибко часто подворачиваются.

22 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №740 от 22 февр. 2000

На всякий случай оговорюсь: я отечественного производителя нежно люблю и при каждом удобном случае стараюсь выбрать родной товар. Увы, случаи такие не шибко часто подворачиваются.

Оглядываюсь вокруг: компьютер - американский тайваньской сборки, линолеум китайский, столы корейские, пуловер турецкий, сумка белорусская (уже теплее), стеклопакет в окне германский. О, нашла! Кирпич с бетонной балкой - свой. Свежий огурец из Суражевки и картошка из Григорьевки. Колбаса ароматная, “ратимировская”, своя! Пардон, а мясное сырье для нее откуда?

“Мы горделивы, не умеем и не хотим уметь”, - примерно с таких слов началась конференция “Высокоэффективная российская организация ХХI века”, которую проводила во Владивостоке Российская ассоциация прикладной эргономики. Аудитория - руководители, менеджеры разных уровней крупных и малых предприятий города - возмущенно зашумела: хватит поклепа! У нас лучшая в мире система образования! И самые талантливые инженеры, и ученые, и мастера блоху подкуют, и люди мы сердечные.

Все - истинная правда. Да только отчего тогда жизнь устроена бестолково? Помните, каков вход в главное здание нашего города - горадминистрацию? Нужно произвести крутой вираж между дверьми, пройти вертушку, упереться в двух охранников, которые отправят вас в зад... в смысле, в задний двор, где бюро пропусков с огромной очередью.

А какие у нас подъезды?

А-а, нормальные, ведь мы к ним уже привыкли. Привыкли ждать трамвая по полчаса. Привыкли, что у трамвая из трех дверей, мудро придуманных инженером, водитель упорно открывает две, и полтрамвая свободны, а в другой половине давка.

Никто не задает вопросов, почему заводы много лет стоят, а директора получают огромнейшие зарплаты? Почему экономика в ауте, а банки процветают? Почему горячо любимый отечественный производитель - давайте смотреть правде в глаза - так и не научился выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию? Разве что единичные экземпляры. Даже опоры для подвесной дороги через Золотой Рог решено заказать, увы, за границей.

Но чу! Слышу хор отечественных производителей: грабительские налоги, варварские тарифы, дубовое правительство! Много лет - одна и та же песня. И мало что меняется!

А может, дело еще и в другом? Как говаривал незабвенный Филипп Филиппович, разруха в головах... Учиться надо вести дело! Потому что, как показала упомянутая конференция, большинство предприятий края (увы, по России картина та же) элементарно не имеет стратегии и плана развития (в порыве откровенности руководители вставали и так прямо и говорили). А если нет плана, то нет и развития. Нет технологий и поиска их. И мотивация к труду у большинства рядовых работников - в лучшем случае получить нищенскую зарплату с минимальной задержкой.

Ну нельзя больше так жить и работать. Нельзя выпускать такую посуду, мебель, поттеры, машины. “Как получилось - так и было задумано”, - один из афоризмов менеджмента. Выходит, плохо задумывается? Наши специалисты получают прекрасные знания в самых разных областях науки, только не в организации дела и предприятия, которое будет выпускать качественную, конкурентную продукцию. Может, будем учиться?

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"