Сергей Ломаев: Наша политика -работать вне политики
Обеспечение населения Приморья питьевой водой всегда было одной из острейших проблем. Прошлое лето, вопреки прогнозам синоптиков, оказалось засушливым, а заполняемость водохранилищ - достаточно низкой. По оценкам специалистов, при существующих объемах водозаборов запасов живительной влаги может хватить лишь до середины нынешнего марта.
Обеспечение населения Приморья питьевой водой всегда было одной из острейших проблем. Прошлое лето, вопреки прогнозам синоптиков, оказалось засушливым, а заполняемость водохранилищ - достаточно низкой. По оценкам специалистов, при существующих объемах водозаборов запасов живительной влаги может хватить лишь до середины нынешнего марта.
“В” уже писал, что в связи с явной нехваткой воды и на основании приказа департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации края издано постановление, которым утверждены лимиты водопотребления для предприятий и организаций на территории Владивостока. На объекты жизнеобеспечения города это постановление не распространяется. Не “почувствуют разницы” и жители краевого центра - такое заверение корреспондент “В” получил в КГУП “ВКХ юга Приморья”.
О том, что в Приморье появилось предприятие, с которого можно спросить за все, что касается воды, горожане уже наслышаны. Более того, в последние полгода в водоснабжении края произошли большие положительные перемены, и многие хозяйственники относят это на счет “новорожденного”.
С чем связано решение о создании “Юга Приморья”, о его деятельности и перспективах развития рассказывает генеральный директор краевого государственного унитарного предприятия “ВКХ юга Приморья” Сергей Ломаев:
- Наше предприятие занимается эксплуатацией и охраной основных источников водоснабжения южных городов и районов Приморья. История его началась 1 апреля прошлого года. Этому предшествовало постановление губернатора, которым все водоисточники и очистные сооружения южных территорий края были объединены в единую сеть и переданы в собственность субъекта федерации. Подобный шаг позволял решить ряд важных проблем и прекращал распри между определенным кругом лиц, которые использовали природное достояние в своих политических играх.
Профессиональный подход к данной проблеме, включающий в себя непрерывный процесс работы, регулярную выплату зарплаты работникам предприятия, текущий и капитальный ремонт систем, изыскание для этих целей внутренних резервов - методы, которых мы придерживаемся в работе.
Ранее “Водоканал” Владивостока диктовал условия не только краевому центру, но и Артему, Шкотовскому и Надеждинскому районам. Мы уже пожинали плоды такой политики: неподъемные тарифы, постоянные отключения из-за политических амбиций местных князьков и т. п. Сегодня “Водоканалы” городов выполняют роль эксплуатационников, обслуживающих население. Наше предприятие обязано сохранить воду, высчитать ее расход и дать абонентам столько, сколько им нужно для жизнедеятельности, невзирая на халатность коммунальщиков и непрекращающиеся аварии. Это дает возможность использовать воду подконтрольно, не нарушая экологию имеющихся водоемов. А они у нас немалые. Скажем, в Шкотовском районе находится самый большой водоем не только в Приморье - вплоть до Байкала. И использовать его неразумно - преступно.
- Сергей Александрович, как складываются отношения с администрациями муниципальных образований, на территории которых расположены водоисточники и очистные сооружения?
- Работаем на договорной основе, где четко определено количество поставляемой воды, за которую они должны платить. Понятно, что при нынешнем уровне неплатежей нужно было отработать диалог с главами администраций. Используем всевозможные пути выхода из финансовых затруднений: погашение налогов, взаимозачеты, дисконты - то есть все, что не запрещено нашим законодательством.
Деловые отношения, основанные на взаимовыгодных условиях, складываются у нас с нынешней администрацией Владивостока, Шкотовского района. К примеру, нам понятны проблемы шкотовцев - район молодой, незакрытых позиций много, в том числе и по коммуналке. Помогаем решать некоторые из них. Партнерские отношения связывают нас с “Дальэнерго”. Наше предприятие достаточно энергоемкое, затраты составляют около 50 процентов тарифа. Разработан совместный план совместного договора, позволяющего производить взаимозачеты, выгодные и нам, и энергетикам.
По-иному складываются взаимоотношения с администрацией города Артема. Это единственный абонент, который, исправно потребляя воду, никоим образом за нее не рассчитывается. Долги Артема нашему предприятию с 1 апреля 1999 года превышают 8 млн. рублей. Добавьте сюда старые 60 млн. Но при этом артемовские чиновники не идут на диалог.
- Кто больше страдает от такой некомпетентности и политиканства?
- Потребитель. Судите сами. С 1 апреля мы понизили тариф для Артема на 70 копеек. Автоматически он должен быть понижен для предприятий и населения. Соответственно себестоимость продукции, производимой на территории города, стала бы ниже.
Более того, амбиции артемовской администрации не позволяют исправить тяжелую ситуацию в Надеждинском районе, пользующемся их коммуникациями. Мы продаем воду Артему по 1 руб. 53 коп. за кубометр. Своим потребителям он перепродает ее по 2.40, а Надеждинскому без НДС - по 9 рублей! Сегодня мы разрабатываем ряд документов, которые позволят перевести надеждинские сети на самостоятельный баланс, что даст возможность местной администрации заключить с нашим предприятием прямой договор и получить тариф, узаконенный отделом цен краевой администрации.
- Чем выгодна деятельность вашего предприятия населению Владивостока?
- Прежде всего разумными тарифами на воду для потребителей. Второй положительный момент - аварии на водопроводе, которые ранее обезвоживали краны в квартирах на долгое время, теперь не выгодны “Водоканалу” города, поэтому работники стараются ликвидировать их в кратчайшие сроки.
Другое дело, что аварии на водоводе связаны с гнилыми коммуникациями. При этом по старинке потери определяют в 17 процентов. Но хватит друг друга обманывать - потери составляют до 50 процентов. Поскольку для замены коммуникаций требуются время и деньги, мы не можем исправить ситуацию сиюминутно. И чтобы не растить долги и не выставлять муниципалов в дурном свете, мы просим в различных инстанциях оценивать официальные утечки в разумных пределах.
- Сергей Александрович, один из важнейших принципов вашей работы - своевременная выплата заработной платы работникам предприятия. Этим сегодня может похвастать не каждый руководитель.
- У нас она гарантирована. Отладили это путем более четкого и прозрачного сбора платежей с населения. Раньше деньги уходили в неизвестном направлении. Были спекуляции на покупке химреагентов и других необходимых для работы вещей. Мы взяли на себя до 70 процентов старья, но сами определяем, что важнее на данный момент - ремонт коммуникаций или снабженческие поставки. “Живых” денег, как и прежде, практически нет. Все, что появляется, отдаем на зарплату. В ряде наших подразделений были задержки до 12 месяцев. Сегодня не закрыты 2-3 месяца. Текущие выплаты производим строго по графику.
- Довольно сложно, если учитывать хозрасчетную форму предприятия.
- И тем не менее самой важной позицией “Юга Приморья” считаю расчет только на свои силы. Мы не взяли ни одной ссуды, понимая, что придется за все платить процентами. У нас на предприятии созданы служба маркетинга, отделы, аккумулирующие внутренние ресурсы.
Я считаю, что руководитель, обивающий пороги администрации в поисках денег, - плохой руководитель. Он должен выправлять ситуацию самостоятельно, не надеясь на помощь дяди из администрации. Кстати, несмотря на утверждения, что мы обласканы губернатором, самая главная помощь от Евгения Ивановича заключается в том, что он никому не позволяет мешать нам работать. И те положительные результаты, которых мы добились за короткий период существования “ВКХ юга Приморья”, доказывают - шаг сделан верный.
Автор: Елена МАНИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"