Сергей Ломаев: Наша политика -работать вне политики

Обеспечение населения Приморья питьевой водой всегда было одной из острейших проблем. Прошлое лето, вопреки прогнозам синоптиков, оказалось засушливым, а заполняемость водохранилищ - достаточно низкой. По оценкам специалистов, при существующих объемах водозаборов запасов живительной влаги может хватить лишь до середины нынешнего марта.

22 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №740 от 22 февр. 2000

Обеспечение населения Приморья питьевой водой всегда было одной из острейших проблем. Прошлое лето, вопреки прогнозам синоптиков, оказалось засушливым, а заполняемость водохранилищ - достаточно низкой. По оценкам специалистов, при существующих объемах водозаборов запасов живительной влаги может хватить лишь до середины нынешнего марта.

“В” уже писал, что в связи с явной нехваткой воды и на основании приказа департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации края издано постановление, которым утверждены лимиты водопотребления для предприятий и организаций на территории Владивостока. На объекты жизнеобеспечения города это постановление не распространяется. Не “почувствуют разницы” и жители краевого центра - такое заверение корреспондент “В” получил в КГУП “ВКХ юга Приморья”.

О том, что в Приморье появилось предприятие, с которого можно спросить за все, что касается воды, горожане уже наслышаны. Более того, в последние полгода в водоснабжении края произошли большие положительные перемены, и многие хозяйственники относят это на счет “новорожденного”.

С чем связано решение о создании “Юга Приморья”, о его деятельности и перспективах развития рассказывает генеральный директор краевого государственного унитарного предприятия “ВКХ юга Приморья” Сергей Ломаев:

- Наше предприятие занимается эксплуатацией и охраной основных источников водоснабжения южных городов и районов Приморья. История его началась 1 апреля прошлого года. Этому предшествовало постановление губернатора, которым все водоисточники и очистные сооружения южных территорий края были объединены в единую сеть и переданы в собственность субъекта федерации. Подобный шаг позволял решить ряд важных проблем и прекращал распри между определенным кругом лиц, которые использовали природное достояние в своих политических играх.

Профессиональный подход к данной проблеме, включающий в себя непрерывный процесс работы, регулярную выплату зарплаты работникам предприятия, текущий и капитальный ремонт систем, изыскание для этих целей внутренних резервов - методы, которых мы придерживаемся в работе.

Ранее “Водоканал” Владивостока диктовал условия не только краевому центру, но и Артему, Шкотовскому и Надеждинскому районам. Мы уже пожинали плоды такой политики: неподъемные тарифы, постоянные отключения из-за политических амбиций местных князьков и т. п. Сегодня “Водоканалы” городов выполняют роль эксплуатационников, обслуживающих население. Наше предприятие обязано сохранить воду, высчитать ее расход и дать абонентам столько, сколько им нужно для жизнедеятельности, невзирая на халатность коммунальщиков и непрекращающиеся аварии. Это дает возможность использовать воду подконтрольно, не нарушая экологию имеющихся водоемов. А они у нас немалые. Скажем, в Шкотовском районе находится самый большой водоем не только в Приморье - вплоть до Байкала. И использовать его неразумно - преступно.

- Сергей Александрович, как складываются отношения с администрациями муниципальных образований, на территории которых расположены водоисточники и очистные сооружения?

- Работаем на договорной основе, где четко определено количество поставляемой воды, за которую они должны платить. Понятно, что при нынешнем уровне неплатежей нужно было отработать диалог с главами администраций. Используем всевозможные пути выхода из финансовых затруднений: погашение налогов, взаимозачеты, дисконты - то есть все, что не запрещено нашим законодательством.

Деловые отношения, основанные на взаимовыгодных условиях, складываются у нас с нынешней администрацией Владивостока, Шкотовского района. К примеру, нам понятны проблемы шкотовцев - район молодой, незакрытых позиций много, в том числе и по коммуналке. Помогаем решать некоторые из них. Партнерские отношения связывают нас с “Дальэнерго”. Наше предприятие достаточно энергоемкое, затраты составляют около 50 процентов тарифа. Разработан совместный план совместного договора, позволяющего производить взаимозачеты, выгодные и нам, и энергетикам.

По-иному складываются взаимоотношения с администрацией города Артема. Это единственный абонент, который, исправно потребляя воду, никоим образом за нее не рассчитывается. Долги Артема нашему предприятию с 1 апреля 1999 года превышают 8 млн. рублей. Добавьте сюда старые 60 млн. Но при этом артемовские чиновники не идут на диалог.

- Кто больше страдает от такой некомпетентности и политиканства?

- Потребитель. Судите сами. С 1 апреля мы понизили тариф для Артема на 70 копеек. Автоматически он должен быть понижен для предприятий и населения. Соответственно себестоимость продукции, производимой на территории города, стала бы ниже.

Более того, амбиции артемовской администрации не позволяют исправить тяжелую ситуацию в Надеждинском районе, пользующемся их коммуникациями. Мы продаем воду Артему по 1 руб. 53 коп. за кубометр. Своим потребителям он перепродает ее по 2.40, а Надеждинскому без НДС - по 9 рублей! Сегодня мы разрабатываем ряд документов, которые позволят перевести надеждинские сети на самостоятельный баланс, что даст возможность местной администрации заключить с нашим предприятием прямой договор и получить тариф, узаконенный отделом цен краевой администрации.

- Чем выгодна деятельность вашего предприятия населению Владивостока?

- Прежде всего разумными тарифами на воду для потребителей. Второй положительный момент - аварии на водопроводе, которые ранее обезвоживали краны в квартирах на долгое время, теперь не выгодны “Водоканалу” города, поэтому работники стараются ликвидировать их в кратчайшие сроки.

Другое дело, что аварии на водоводе связаны с гнилыми коммуникациями. При этом по старинке потери определяют в 17 процентов. Но хватит друг друга обманывать - потери составляют до 50 процентов. Поскольку для замены коммуникаций требуются время и деньги, мы не можем исправить ситуацию сиюминутно. И чтобы не растить долги и не выставлять муниципалов в дурном свете, мы просим в различных инстанциях оценивать официальные утечки в разумных пределах.

- Сергей Александрович, один из важнейших принципов вашей работы - своевременная выплата заработной платы работникам предприятия. Этим сегодня может похвастать не каждый руководитель.

- У нас она гарантирована. Отладили это путем более четкого и прозрачного сбора платежей с населения. Раньше деньги уходили в неизвестном направлении. Были спекуляции на покупке химреагентов и других необходимых для работы вещей. Мы взяли на себя до 70 процентов старья, но сами определяем, что важнее на данный момент - ремонт коммуникаций или снабженческие поставки. “Живых” денег, как и прежде, практически нет. Все, что появляется, отдаем на зарплату. В ряде наших подразделений были задержки до 12 месяцев. Сегодня не закрыты 2-3 месяца. Текущие выплаты производим строго по графику.

- Довольно сложно, если учитывать хозрасчетную форму предприятия.

- И тем не менее самой важной позицией “Юга Приморья” считаю расчет только на свои силы. Мы не взяли ни одной ссуды, понимая, что придется за все платить процентами. У нас на предприятии созданы служба маркетинга, отделы, аккумулирующие внутренние ресурсы.

Я считаю, что руководитель, обивающий пороги администрации в поисках денег, - плохой руководитель. Он должен выправлять ситуацию самостоятельно, не надеясь на помощь дяди из администрации. Кстати, несмотря на утверждения, что мы обласканы губернатором, самая главная помощь от Евгения Ивановича заключается в том, что он никому не позволяет мешать нам работать. И те положительные результаты, которых мы добились за короткий период существования “ВКХ юга Приморья”, доказывают - шаг сделан верный.