Госкомрыболовство поставило "на счетчик" дальневосточных рыбаков
"В" уже сообщал, что новое руководство Госкомрыболовства РФ занялось нешуточным реформированием рыбной отрасли на дальневосточном бассейне. Не успели еще успокоиться страсти по фактическому перераспределению квот на промысел биоресурсов Охотского моря за счет приморских рыбаков в пользу Хабаровского края, Сахалинской, Камчатской и Магаданских областей, как последовал приказ N 6 Государственного комитета РФ по рыболовству "О внесении изменений и дополнений в Правила рыболовства в водоемах Дальнего Востока для ведения промысла в 2000 году", который тут же парализовал работу целой промысловой экспедиции в Беринговом море.
"В" уже сообщал, что новое руководство Госкомрыболовства РФ занялось нешуточным реформированием рыбной отрасли на дальневосточном бассейне. Не успели еще успокоиться страсти по фактическому перераспределению квот на промысел биоресурсов Охотского моря за счет приморских рыбаков в пользу Хабаровского края, Сахалинской, Камчатской и Магаданских областей, как последовал приказ N 6 Государственного комитета РФ по рыболовству "О внесении изменений и дополнений в Правила рыболовства в водоемах Дальнего Востока для ведения промысла в 2000 году", который тут же парализовал работу целой промысловой экспедиции в Беринговом море.
Вынужденный простой
Приказ N 6. "В целях рационального использования рыбных запасов в соответствии с обоснованием научно-исследовательских институтов Дальневосточного бассейна и ВНИРО, по согласованию с Госкомэкологией России приказываю: ...осуществлять выдачу разрешений промысловым судам на вылов (добычу) минтая в соответствии с выделенными предприятиям квотами и расчетными объемами вылова на промысловые сутки по типам судов, устанавливаемых Госкомрыболовством России на основе научных исследований. ...п.2. Утвердить на 2000 год в Охотском и Беринговом морях расчетные объемы вылова по типам судов согласно приложению. п.3. Управлению охраны и воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства, бассейновым управлениям выдавать разрешения на промысел минтая в Охотском и Беринговом морях рыбодобывающим судам исходя из объема квоты пользователя, количества промыслового времени и расчетных объемов вылова на промысловые сутки".
В принципе, причины этого приказа понятны. Ученые уже давно бьют тревогу и неустанно твердят во всех инстанциях, что стадо минтая в наших дальневосточных морях находится в угнетенном состоянии. А нерегулируемый промысел как российскими, так и иностранными рыбаками грозит полностью подорвать запасы этого ценного вида биоресурсов. Да и порядок с распределением квот тоже нужно наводить - слишком много "вольностей" с их использованием накопилось за последнее время. С этими благими целями никто из рыбаков не спорит. Но все дело в том, что этот пресловутый приказ N 6 был спущен в моря именно в тот момент, когда уже весь дальневосточный флот вышел в промысловые экспедиции и приступил к активной рыбалке. И вся политика этих экспедиций базировалась именно на старых правилах рыболовства. Введение же новых суточных объемов вылова на каждое судно, которые, по мнению рыбаков, абсолютно не учитывают реалей промысла, привело к тому, что только в Беринговом море "остановились" более чем ста судов. Как отмечает генеральный директор ОАО "Дальрыба" Юрий Москальцов:
- На бассейне сложилась нервозная обстановка, которая ведет к значительным финансовым потерям из-за простоя более 300 единиц промыслового, приемо-обрабатывающего, транспортного и вспомогательного флота.
Основные недостатки приказа, по мнению Москальцова, это "необходимость повторного подхода каждого судна к инспекторам за корректировкой в разрешительном билете, а пятнадцатилетней давности суточная норма вылова по типам судов просто не обоснована. Предложения судовладельцев не учтены. Не обработан фактический материал по вылову промыслового флота на бассейне. Весь среднетоннажный флот неправильно объединен в одну группу. Нормы вылова не предусматривают разделение по объектам и районам лова. Например, приняты одинаковые нормы как для Берингова, так и Охотского морей, хотя промысловая обстановка в них разная".
Руководители рыбацких предприятий были застигнуты врасплох столь "резким" распоряжением Госкомрыболовства. У них попросту не осталось времени, чтобы как-то сгладить обстановку, переставить флот, нацелить его на новые объекты промысла. И в результате дальневосточные моря взорвались потоком резких радиограмм в адрес главных московских "рыбаков".
И полетели телеграммы...
" Москва. И.о. президента РФ Путину. Госдума. Горячевой. Мы, рыбаки Дальнего Востока, как никто другой, заинтересованы в сохранении рыбной отрасли, биологических запасов наших морей. Поэтому мы приветствуем разумные меры, направленные на сохранение и приумножение рыбных богатств, и в целом согласны с приказом N 6 от 13.01. 2000 года Госкомрыболовства. Но у нас вызывают недоумение пункты 2 и 3 данного приказа, они не сообразуются со здравым смыслом и ни на йоту не усиливают контроль за выловом, зато вынуждают суда терять промысловое время. Очевидные последствия этого новшества - недовыбор и без того малого общедопустимого улова, непокрытие расходов и банкротство рыболовных компаний. Самое главное, что вызывает возмущение, Госкомрыболвство вмешивается в хозяйственную деятельность, ограничивает самостоятельность предприятий. Поэтому мы не согласны с именными судовыми квотами и требуем отмены так называемых расчетных объемов вылова на промысловые сутки. Мы просим депутата Госдумы РФ Светлану Горячеву оформить заявление в Генпрокуратуру или Конституционный суд и проконтролировать его прохождение и рассмотрение. В случае непринятия мер мы будем вынуждены всем флотом промрайона бойкотировать выполнение пресловутых пунктов 2 и 3 этого приказа. По поручению капитанов судов ТУРНИФа начальник экспедиции КРИВОШАПКИН".
Президент холдинговой компании "Дальморепродукт" Юрий Диденко в своем письме председателю Государственного комитета РФ по рыболовству Юрию Синельникову пишет, что "в этом документе совершенно не принимается во внимание то, что суда в море могут не заниматься промыслом из-за метеоусловий, ремонта орудий лова и судовых механизмов, обеспечения безопасности других судов. Поэтому фактические цифры среднесуточного вылова могут быть намного ниже указанных в приказе. Кроме того, год уже начался, и только ОАО ХК "Дальморепродукт" на промысел-2000 выставил 8 плавбаз в режиме приема, 18 крупнотоннажных и 19 среднетоннажных судов, затратив при этом порядка 40 миллионов долларов. Заключены договора на поставку сырца, вывоз продукции и ее продажу, завоз топлива, продуктов питания. В море вышло около 7 тысяч рыбаков. Ежесуточно уже сжигается порядка 800 тонн топлива на сумму более 200 тысяч долларов. Это колоссальные расходы. Если не отменить этот приказ, то рыбацкие предприятия просто разорятся".
Полностью согласен с мнением коллеги-конкурента и генеральный директор ОАО НБАРМ Анатолий Колесниченко. Он доводит до сведения Синельникова, что "приведенные в приложении к приказу расчетные объемы вылова на промысловые сутки по типам судов давно устарели не только для массовых объектов промысла (минтай, скумбрия, лемонема), но и для других видов. Кроме того, флот уже расставлен по районам промысла. Находкинская база активного морского рыболовства выставила 30 траулеров. Если остановить работу флота, то убытки от простоев и потерь уничтожат предприятие".
Председатель правления Приморского крайрыбакколхозсоюза Анатолий Буленок считает, что этот приказ вызовет большие сложности "при распределении ресурсов между судами одного предприятия в случае изменения режима судов".
А председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота Олег Кожемяко доводит до сведения краевых властей: "единственным инструментом регулирования запасов должно стать квотирование объектов и районов промысла, а никак не суточная их добыча" и считает, что суточный норматив "может применяться только как расчетный показатель на стадии определения квот". Мало того, руководство Преображенской БТФ предупреждает: "Поступающие с флота радиограммы свидетельствуют об единодушном мнении рыбаков: кому-то выгодно создать дополнительный резерв квот, чтобы распорядиться им по своему усмотрению".
Очень жестко оценил инициативу московских чиновников Приморский комитет профсоюза работников рыбной промышленности:
"В условиях вытеснения дальневосточного рыбопромыслового флота России из экономических зон других государств и сосредоточение его преимущественно в Охотском и Беринговоморском промысловых промрайонах забота о сохранении биоресурсов этих морей вполне понятна. В этой связи принятие Госкомкомитетом РФ по рыболовству приказа N 6 "О внесении изменений и дополнений в Правила рыболовства в водоемах Дальнего Востока для ведения промысла в 2000 году" в целях рационального использования рыбных запасов, на первый взгляд, логично. Однако под видом благого дела фактически этот документ является примером чиновничьего произвола в отношении дальневосточных рыбаков. Документ вышел в те сроки, когда флот уже выставлен предприятиями, в том числе и в те промысловые зоны, которые подлежат закрытию. Один только этот фактор приносит рыбакам огромный финансовый ущерб. Сидя в своих кабинетах за десятки тысяч миль от промысловых районов, высокопоставленные чиновники с легкостью утвердили расчетные объемы вылова на промысловые сутки, которые для настоящего времени завышены минимум на 20-30 процентов. Например, суда типа РТМ "Атлантик" и БМРТ, имея норму вылова в 45 тонн в сутки, после 22 дней работы, при квоте в 1000 тонн, должны покинуть свой район промысла. Следовательно, при таких завышенных нормах каждое судно будет терять 8-10 промысловых суток.
Включив своеобразный счетчик по добыче рыбы на каждое судно и обязав каждый судоэкипаж пройти процедуру получения документов на ведение промысла, Госкомрыболовство РФ на самом деле изобрело очередную удавку для рыбаков".
Член президиума ЦК профсоюза, председатель Приморского краевого комитета профсоюза работников рыбного хозяйства Анатолий Нестеренко предлагает руководству Госкомрыболовства РФ отозвать этот приказ и не доводить дела до прямого противостояния дальневосточных рыбаков с генералами рыбной отрасли. Он считает, что такие документы целесообразно вводить только после того, "как ответственные работники Госкомитета РФ по рыболовству сами побывают в экспедициях и своими глазами убедятся в реалиях ежесуточной добычи по типам судов. Нестеренко полагает, "что подобный документ можно вводить в последующие годы после тщательной проработки в порядке эксперимента на небольших группах определенного типа судов. Кроме того, учитывая мировой опыт развития техники связи и информатики, пора переходить на современные способы получения разрешительных документов на ведение лова, иначе неизбежны большие потери драгоценного промыслового времени".
"Москва. Председателю Госкомрыболовства РФ Ю. Синельникову. Введение этого приказа приведет к остановке промыслового флота задолго до окончания выбора квот. Мы полностью согласны с необходимостью охраны водных биоресурсов, однако в таком виде приказ может нанести отрасли огромный экономический ущерб. Администрация Приморского края и Приморский рыбохозяйственный совет ходатайствует о приостановке действий пунктов 2,3 приказа N 6 до разработки научно обоснованных, дифференцированных по районам, объектам промысла и типам судов расчетных объемов вылова и заблаговременной подготовки рыбацких предприятий к работе в условиях нормированного промысла. Вице-губернатор края В. Сидоров".
Кстати, директора всех дальневосточных, а не только приморских рыбопромышленных предприятий полагают, что было бы гораздо разумнее и правильнее, учтя мнение всех членов рыбохозяйственных советов регионов Дальнего Востока, ввести в действие этот приказ с 1 января 2001 года.
Слухи и домыслы
Введение нашумевшего приказа N 6 породило в рыбацкой среде множество предположений и домыслов. "Наезд" на дальневосточников некоторые связывают со сменой руководства в Госкомрыболовстве РФ. Исторически так сложилось, что до недавнего времени там "правили" выходцы с наших берегов, которые так или иначе лоббировали интересы рыбаков Дальнего Востока. Сегодня преседателем комитета стал Юрий Синельников, бывший генеральный директор Пионерской БОРФ из Калининграда, выпускник МГИМО. Как и водится, он привел свою команду "балтийцев". И естественно, в Госкомрыболвстве произошли серьезные кадровые передвижки, в результате которых ушли многие опытные специалисты. А "балтийцы" просто не представляли специфики дальневосточного бассейна. Вот и натворили. Интересна и сама личность предводителя "балтийцев". В 1994 году, приобретя акции Пионерской базы океанического рыболовного флота, Юрий Петрович Синельников стал ее гендиректором. За пять под его руководством БОРФ "усохла" с 90 судов до 17. Основная масса траулеров была потеряна за рубежом из-за долгов, часть судов продана в офф-шорные компании. Злые языки поговаривают, что эти "офф-шорки" полностью контролируются самим Синельниковым. Но несмотря на столь высокие производственные показатели, в 1999 году Юрий Петрович становится первым заместителем председателя Госкомрыболовства, а в 2000 - уже главой ведомства.
Но, с другой стороны, если исключить официальное мнение заботы об биоресурсах, есть и другая версия. Идет прераспределение квот и "пароходов" в сторону "лояльных" новому руководству Госкомрыболовства структур. Например, и без того мутная история с перетягиванием "Дальморепродуктом" у "Супера" "голубых траулеров" получила недавно неожиданное продолжение. По распоряжению из Москвы 14 супертраулеров компании "Дальморепродукт-троулерс" ("дочерка" холдинга. - Ред) лишились разрешения на промысел. Похоже этот лакомый кусок будут вновь изымать. Только уже у "Дальморепродукта".
Говорят также, что появление приказа N 6 вызвано недовольством правительством непрекращающейся утечкой уловов рыбы и морепродуктов за рубеж и активным процессом купли-продажи квот. Хотя дальневосточные рыбаки считают, что новые веяния этот процесс ни в коей мере не приостановят, а наоборот, стимулируют.
Слухов много. Где тут правда, а где просто фантазии, покажет время. Но ясно одно - приказ Госкомрыболовства действительно непродуманный и может больно ударить по интересам отрасли.
Автор: Андрей ИВЛЕВ, "Владивосток"